Шанс заявить о себе

VII Открытый региональный чемпионат «Молодые профессионалы» в самом разгаре. Свои умения экспертам демонстрируют более 400 участников – это будущие повара, дизайнеры, инженеры, строители. Всего 63 компетенции – рекордное число за семь лет чемпионата. На одной из площадок – в Иркутском техникуме авиастроения и материалообработки – побывал корреспондент «Областной».

 

Эти соревнования дают возможность померяться силами со сверстниками и обменяться профессиональными секретами. Ворлдскиллс помогает с интересом осваивать профессию. Здесь можно показать себя, испытать удачу и получить объективную оценку от авторитетных экспертов. Участие в этом конкурсе – это шанс заявить о себе.

Игорь КОБЗЕВ, губернатор Иркутской области

 

Каждый день за работой

Чемпионат «Молодые профессионалы» проходит в Приангарье с 14 по 18 февраля. Он масштабнее с каждым годом. Если в 2016 году на региональном этапе было 70 конкурсантов, в этом году – 417. Штаб экспертов тоже внушительный – 526 человек. Появляются и новые компетенции. В этом году одна из них – «Фрезерные работы на станках с ЧПУ» – была представлена в Иркутском техникуме авиастроения и материалообработки.

– Это узкоспециализированная компетенция. Здесь соревнуются студенты только двух учебных заведений: Иркутского техникума авиастроения материалов обработки и Иркутского авиационного техникума – по три участника от каждого учреждения, – пояснила заместитель главного эксперта по компетенции «Электромонтаж» Валентина Сулима.

В качестве сертифицированного эксперта на новой площадке пригласили Павла Тимошева из Красноярска. Его задача – проверять площадку на соответствие требованиям, консультировать экспертов и конкурсантов.

– Для первого чемпионата уровень очень хороший – как у экспертов, так и у студентов. Думаю, что с такой высокой квалификацией преподавателей, какую я увидел на площадке, вполне возможно качественно подготовить ребят, и они будут занимать достойные места на всероссийском уровне, – оценил эксперт.

Конкурсанты чемпионата каждый день за работой с самого утра. Все задания – из реальной практики, но что именно нужно будет делать, участники узнают только перед самым началом испытаний.

 

 

В первом модуле конкурсанты-фрезеровщики выполняли задания по обработке деталей из стали, во втором – из алюминия. На каждый модуль – четыре часа. Отдельное время – на подготовку к работе: изучение чертежа, загрузку программ, проверку станка, инструментов.

– Участник должен уметь читать чертежи и составить по ним модель детали. То, что сейчас делают ребята, соответствует второму квалификационному уровню. С такими навыками можно уже спокойно работать, и не только на станке, но и как технолог, инженер, конструктор, – говорит главный эксперт компетенции Александр Земзюлин.

 

Единственная девушка за станком

На площадке техникума соревновались парни. Исключение – Александра Ланцева, студентка четвертого курса Иркутского авиационного техникума.

– Есть устоявшееся мнение, что в авиастроении могут работать только мужчины. Я хочу доказать, что мы, девушки, не уступаем парням и тоже на многое способны. У меня математический склад ума, поэтому в технической сфере мне вполне комфортно. Работать планирую на авиазаводе. Также в планах – получить высшее инженерное образование. На чемпионате однокурсники меня поддерживают, а вот конкурсанты-парни настроены немножко скептически. Не воспринимают как серьезного соперника, а зря! – уверена Александра.

В чемпионате она поучаствовала впервые. Этот конкурс для нее – опыт, который помог выяснить, над чем нужно работать, какие навыки совершенствовать. Говорит, самое сложное – приспособиться к новому оборудованию и составить компьютерную программу:

– Все готовятся к испытаниям чемпионата на разном оборудовании. На авиазаводе, где я прохожу практику, у нас примерно такой же станок, но отличается панель управления. Еще – программирование. От того, как ты напишешь компьютерную программу, зависит вся дальнейшая работа. Если есть даже маленькие недочеты, все пойдет наперекосяк. С первым модулем я справилась хорошо, но не совсем так, как хотелось бы, волнение помешало.

 

Сложнее, чем на авиазаводе

Будущие слесари-сборщики и клепальщики соревновались в компетенции «Производственная сборка изделий авиационной техники». Здесь студенты Иркутского техникума авиастроения материалов обработки и Иркутского авиационного техникума собирали авиационный узел.

 

 

На чемпионате это сделать сложнее, чем на авиазаводе, отметил главный эксперт компетенции Виктор Задорожный:

– Задачи – как при работе с программой МС-21 на авиазаводе, но сложнее. На заводе сборочных чертежей нет. Схему сборки делает компьютер, а не человек. Все проще: есть готовая трехмерная модель, визуальная анимация – как, что и в какой последовательности собирается. На чемпионате нужно выполнить чертеж, снять самостоятельно размеры. Если студент умеет это делать, он уже высококлассный специалист. Может прийти на авиазавод и сразу приступать к работе.

«Электромонтаж» – еще одна компетенция, представленная в техникуме. Здесь – битва сильнейших: мест в компетенции пять, а желающих поучаствовать намного больше, поэтому нужно было пройти дополнительные испытания, чтобы попасть на площадку. В этом году отбор преодолели студенты из Иркутска, Бодайбо, Зимы, Братска.

На работу электрикам дали 20 часов. За это время нужно диагностировать и устранить неисправности систем, выполнить работу по сборке электроустановки.

– Задания очень сложные. У меня опыт в профессии больше 20 лет, даже я не уверен, что смог бы уложиться в такие кратчайшие сроки. Но это конкурс, здесь победит сильнейший. Ребята должны чувствовать прессинг задания, осознавая, что это практически невыполнимо, но нет ничего невозможного! Я считаю, чемпионат – это лучший способ повысить квалификацию, – подчеркнул главный эксперт компетенции Андрей Домарацкий.

 

Кстати:

Соревнования проходят по трем возрастным линейкам. В основном участвуют молодые люди 16–22 лет, но есть и юниоры до 16 лет, а также опытные специалисты 50+ с большим стажем, для них – отдельные компетенции. Впервые на региональном чемпионате представлены такие компетенции, как «Аддитивное производство», «Бухгалтерский учет» и «Банковское дело», «Разработка мобильных приложений», «Правоохранительная деятельность», «Фрезерные работы на станках с ЧПУ», «Обслуживание грузовой техники», «Музейная педагогика».