Люди на местах знают лучше

Проект закона о народном бюджетировании, а также строительство и ремонт дорог в Приангарье – две основные темы, рассмотренные на заседании совета Законодательного Собрания по взаимодействию с представительными органами муниципальных образований. Участие в нем приняли депутаты областного парламента, муниципальных дум, мэры и главы поселений.

 

От народных инициатив к народным проектам

Проект закона о народном бюджетировании депутаты намерены рассмотреть в ближайшее время. Как напомнил председатель ЗакСобрания Александр Ведерников, с 1 января 2021 года вступил в силу федеральный закон, создающий правовые основы применения института инициативного бюджетирования:

– Сейчас это федеральный тренд, и развитию этой темы правительство нашей страны, депутаты Госдумы и сенаторы уделяют большое внимание. Тем более, что президент Владимир Путин поручил увеличить в пять раз финансирование проектов, предложенных жителями.

По словам спикера, инициативное или народное бюджетирование нужно развивать параллельно с проектом «Народные инициативы». За 11 лет по нему в муниципалитеты Иркутской области было направлено более 6 млрд рублей. Это позволило реализовать более 16 тыс. мероприятий, которые выбирали на сельских сходах жители. Деньги пошли на ремонт и приобретение инвентаря для образовательных и культурных учреждений, благоустройство территорий, устройство освещения, приобретение спецтехники и навесного оборудования, автотранспорта, ремонт автодорог. Также люди часто просили обустроить детские и спортивные площадки, отремонтировать объекты водо- и теплоснабжения, обеспечить меры первичной пожарной безопасности, сделать ограждения на кладбищах.

В этом году, отметила министр экономического развития Наталья Гершун, финансирование проекта увеличено – в честь 85-летия Иркутской области предусмотрено 850 млн рублей. При этом изменен подход к распределению средств – они выделяются пропорционально численности населения. Так, небольшие села с 500 жителями получат на свои проекты 300 тыс. рублей, максимальный объем – 15 млн рублей. Большинство муниципальных образований уже провели сходы граждан и определились, куда потратят субсидии.

Проект закона о народном или инициативном бюджетировании подготовлен группой депутатов областного парламента и поддержан Ассоциацией муниципальных образований. В нем предусмотрено создание единых и прозрачных условий для распространения этой практики в Иркутской области. Как пояснила председатель комитета по бюджету, ценообразованию, финансово-экономическому и налоговому законодательству Наталья Дикусарова, одним из направлений останется проект «Народные инициативы», второе направление – реализация инициативных проектов, которые предварительно будут обсуждаться жителями и выноситься на рассмотрение комиссии, третье направление – поддержка в рамках софинансирования мероприятий, на которые жители самостоятельно готовы выделить средства.

– Практика в регионах показывает, что такой подход весьма эффективен. Люди на местах лучше знают, что нужно сделать в первую очередь, чтобы жизнь в поселке, городе, селе стала комфортней, – подчеркнул Александр Ведерников.

 

В приоритете – дороги к школам и больницам

Совет МСУ также решил, что строительство и ремонт дорог в Приангарье нужно проектировать с учетом предложений муниципалитетов.

 

 

По словам министра транспорта и дорожного хозяйства Иркутской области Максима Лобанова, мы входим в десятку регионов страны по протяженности автодорог, однако нормам соответствует только 65% трасс федерального значения, 33% – регионального значения и 43,2% – местного значения.

В Иркутской области одними из первых в стране начали формировать опорную сеть дорог. Так, в прошлом году был в перечень дорог регионального значения опорной сети вошли дороги Иркутск – Усть-Ордынский – Жигалово, Жигалово – Казачинское, Киренск – Казачинское, Усть-Кут – Киренск, Усть-Кут – Уоян, Иркутск – Листвянка, Иркутск – Оса – Усть-Уда, Иркутск – Большое Голоустное, Тайшет – Чуна – Братск, Братск – Усть-Илимск, Баяндай – Еланцы – Хужир, Черемхово – Голуметь – Онот, Черемхово – Свирск.

В этом году будет сформирована опорная сеть автодорог муниципальных образований. В нее войдут 45 населенных пунктов – городские округа, административные центры районов, поселения численностью свыше 6 тыс. человек. Утвердить перечень планируется к июню. С 2023 года будут заложены средства на ремонт.

Как заметил председатель комитета по строительству и дорожному хозяйству ЗС Виктор Побойкин, надо изменить подход к формированию перечней дорог опорной сети. В частности, перечень дорог регионального значения он назвал неполным, в него не включены дороги ряда территорий, в том числе Усольского, Заларинского, Аларского и других районов. Также, отметил председатель профильного комитета, должно быть понятным, как будет формироваться план ремонтов и осуществляться проектирование дорог, не вошедших в перечень опорных. Было рекомендовано включить в эту работу на этапе планирования депутатов Законодательного Собрания, представителей муниципальных образований, а также запросить информацию с территорий.

– В Иркутской области короткий дорожно-строительный сезон, и к нему надо вовремя подготовиться. От качества дорог серьезно зависит скорость оказания первичной медицинской помощи, качественные дороги – это еще и безопасность наших граждан. При определении рейтинга в приоритетном порядке важно учитывать автомобильные дороги, ведущие к школам и больницам. Строительство и ремонт дорог в Приангарье нужно проектировать с учетом предложений муниципалитетов, – подчеркнул Александр Ведерников.