Как игра в шахматы стала социальным бизнесом

Не просто слон, а офицер

Игре в шахматы не менее полутора тысяч лет, но она до сих пор не теряет актуальности. В школе «4 офицера», которую девять лет назад в Иркутске открыл социальный предприниматель Александр Син, всегда аншлаги. Ее воспитанники ежегодно становятся призерами городских и областных соревнований. Почему эта игра так интересна подрастающему поколению?

 

Игра с пяти лет

В нашей стране популярность шахмат была невероятной. В советское время, пожалуй, не было такой семьи, где бы не играли в них. Если вспомнить фильмы «Покровские ворота» или «Самая обаятельная и привлекательная», то можно увидеть, как свой досуг люди проводят именно за шахматами.

Этой игрой в детстве увлекся и Александр Син. Его семья жила на Сахалине. Впервые черно-белые фигуры он взял в руки, когда ему было пять-шесть лет. Что с ними делать, ему объяснил его дядя, который хорошо играл в шахматы. Навыки он оттачивал вместе с двоюродными братьями, с которыми сыграл не один десяток партий.

– Первый серьезный успех в шахматах случился еще в третьем классе. Тогда я выиграл первенство школы. Но на Сахалине особых соревнований не проводили. Позднее, когда я приехал и поступил в Иркутске на физический факультет ИГУ, решил проверить свой уровень. Студентом второго курса принял участие в городском турнире по шахматам. Не выиграл, но дошел до финала. И по набранным очкам подтвердил свой первый разряд, – вспоминает Александр Син.

Потом, как говорит социальный предприниматель, он забросил шахматы лет на десять. То есть у него случались любительские партии, но серьезно этим делом не занимался. В тот период жизни ему были интересны горные лыжи, парашютный спорт. Все изменилось, когда в Иркутске открылся городской шахматный клуб.

 

 

– В этом клубе я получил опыт по проведению занятий с детьми. Желающих научится играть становилось все больше. Так родилась идея открыть шахматную школу. И в 2013 году началась наша история. Часто задают вопрос, что означает «4 офицера»? Обычно шахматные школы имеют однотипные названия – «Белая пешка» или «Черная ладья», а нам хотелось как-то выделиться. Мы провели конкурс среди детей на то, как мы будем называться. Из истории известно, что в дореволюционной России фигуру «слона» на шахматной доске называли офицером, поскольку она обозначалась как боевой слон с наездником. В игре используется четыре слона – два белых и два черных. Кроме того, в делах военных офицер – это стратег, от решения которого зависит исход сражений или операций. Поэтому название «4 офицера» нас вполне устроило, – объясняет Александр Син.

Сегодня шахматная школа имеет четыре филиала по городу, отдельно есть свой пункт в Хомутово. Здесь обучается около 200 детей, работают девять тренеров по шахматам, 11 шахматных судей помогают проводить турниры. Только в прошлом году школе «4 офицера» удалось организовать 1600 занятий, а также 30 турниров – в очной и онлайн-форме.

 

 

Самые юные шахматисты ходят еще в детский сад. Им всего пять лет. Александр Син отметил, что обычно к 6–7 годам дети уже чем-то заняты – музыкой, танцами, теннисом, фигурным катанием. Чтобы увлечь их шахматами, надо начинать подготовку еще раньше. Пять лет – оптимальный возраст, когда ребенок способен воспринимать саму партию. К обучению дошкольников привлекают не шахматистов-разрядников, а специалистов с педагогическим образованием.

 

Развивает логику, укрепляет память

– Часто родители задают вопрос, на что именно влияют шахматы? Эта игра развивает логику. Любой ход в игре, даже самый абсурдный на первый взгляд, имеет свою закономерность. Также шахматы помогают тренировать внимание и концентрацию. Невозможно выиграть, не контролируя действия противника. Способствуют укреплению памяти. Необходимость держать в голове план игры, включать в него новые элементы – залог успеха в любом деле. Не менее важно, что шахматы учат ребенка понимать другую точку зрения, – рассказывает предприниматель.

 

 

В школе тренеры научат не только играть в шахматы, но и подробно объяснят, что такое рейтинги, коэффициенты, какая процедура получения спортивных разрядов, какие соревнования для этого подходят, что нужно, чтобы попасть на первенство города, области или СФО.

– Несмотря на то что мы живем в век цифровых технологий, играть в шахматы учим не с помощью компьютера, а на обычной шахматной доскес привычными черно-белыми фигурами. Детям необходимо живое общение с тренером, им важно видеть своего соперника. Компьютер мы использует в качестве дополнительного образовательного инструмента. Например, ученики постарше с его помощью лучше воспринимают теорию. Однако навыки они тоже оттачивают на обычной шахматной доске, – продолжает Александр Син.

 

Человек или компьютер?

По его словам, лучше стараться играть в шахматы с человеком, а с помощью компьютера разбирать свои ошибки:

– Шахматы – это спорт, где значение имеют не только личные умения и качества, а также выносливость и выдержка. Если играешь с компьютером, то механический противник просто считает правильные ходы, у него в базе есть много позиций. Когда играешь с человеком, то исход партии зависит и от психологического настроя. Например, компьютеру не важно, сколько времени у него осталось. А соперник, когда видит, как мало осталось минут, сразу начинает нервничать и торопиться, совершает ошибки и проигрывает. Я бы сказал, что с компьютером удобно анализировать свои партии. Даже если ты выиграл, это не значит, что все получилось идеально. Компьютер наглядно показывает, где мог быть неправильный ход, который по счастливой случайности не заметил твой соперник.

 

 

В планах предпринимателя – увеличить число групп обучения шахматам в детских садах. Для повышения сплоченности юных шахматистов будет запущена серия командных шахматных турниров. С целью всестороннего и комплексного развития шахмат будут организованы обучающие семинары по шахматам для педагогов общеобразовательных учреждений.