Кость ломает бесстрашие

Виктория Пензина – единственная профессиональная девушка-костолом в Усть-Ордынском Бурятском округе. Хребтовые кости от удара ее ладони разлетаются в щепки, а на руке не остается ни одной царапины. Все дело в технике, которую она придумала сама. Сегодня за секретами мастерства по hэер шаалгану – национальному виду спорта – к ней приезжают костоломы со всего региона.

 

Бурятская традиция

Виктория родилась в селе Кокорино Баяндаевского района. Четыре года назад вместе с мужем переехала в поселок Усть-Ордынский, работает в межпоселенческом центре досуга «Наран» редактором сайта. Здесь же обучает всех желающих древней бурятской забаве – разбиванию хребтовой кости, причем делает это бесплатно. В будущем планирует открыть клубное формирование, потому что спрос огромный: за уроками мастерства приезжают и женщины, и мужчины, и дети, и старики. С грустью отмечает, что девушек-костоломщиц очень мало. В Бурятии – около 40, а в Иркутской области – вообще единицы. Даже те, кто пробуют, как правило, не задерживаются – мешает боязнь травмировать руку.

Сама она ломает кости уже шесть лет. Хотя раньше даже не мыслила, что будет развиваться в спорте. Эта бурятская традиция знакома ей с самого детства:

– Помню, как в ноябре-декабре, когда забивали скот, к нам приезжали родственники. После большого застолья обязательно нужно было разбить кость, с которой съедалось мясо. У игры есть сакральный смысл: разбил кость – выпустил душу животного. Право сломать кость получал самый уважаемый мужчина. Мне все это было очень интересно.

Впервые Виктория попробовала свои силы в турнире по разбиванию хребтовой кости в 2016 году. Тогда в Иркутске организовали соревнования, на которые она попала случайно:

– Пришла, чтобы записать брата Валеру, он хорошо кости бьет. Смотрю, женщины стоят. Спрашиваю, а что тут девушки-то будут делать? «Как что? Кости ломать!» Говорю, а можно мне тоже попробовать? Разрешили.

Конкуренты оказались далеко не новички. С каждым этапом кости становились толще, и разбивать их было все сложнее. Но Вика обошла даже маститых соперниц, и в финале боролась за победу с Асей Дмитриевой из Ольхонского района. В итоге заняла второе место, разбив семь костей – на одну меньше, чем победительница.

Удивительно, но до этого турнира она ломала кость всего один раз, будучи школьницей:

– Дядя дал мне перчатки, чтобы я не поцарапалась, и сказал: «Бей!» С третьего раза получилось. На руки потом было страшно смотреть.

Но о возможных последствиях девушка тогда даже не думала. И считает, что именно это помогает ей побеждать: «Кость ломает бесстрашие. Если боишься, точно промажешь». Но однажды она все-таки не смогла совладать с чувствами и сломала не кость, а руку. Это был турнир в 2020 году в Тункинском районе Бурятии.

– Сначала я выступала, а следом – моя сестренка Мария. Она впервые участвовала, очень переживала, ее мандраж мне передался, – вспоминает Вика. – Выхожу, а мысли – только о ней. Ну и, естественно, промазала. Мне говорят: «Да у тебя перелом! Срочно в больницу». С гипсом ходила не долго. Пару месяцев – и в строю.

 

Собственная техника

Началом своей спортивной карьеры Виктория считает 2018 год, когда она стала победительницей по разбиванию хребтовой кости на фестивале «Алтаргана» в Улан-Удэ:

– Тогда у меня появилось желание развивать этот спорт. Меня поддержали костоломы Иркутской области.

Техник вhэер шаалган больше 20, но Пензина изобрела собственную, которую совмещает с баяндаевской. Она самая сложная, потому что хээрист стоит в наклоне, ноги вместе, телом никак не помогает.

 

 

– Некоторые считают, что нужно искать просвет в кости, кто-то уверен: чем сильней удар, тем больше шансов разбить кость, многие специально натирают мозоли. Я считаю, это не работает. Надо бить именно мышцей, подушечкой. Удар должен быть резким и точным, – поделилась она.

Чтобы отрабатывать удары, хээристы используют палки, ветки, щепки. Виктория нашла еще одну альтернативу: сворачивает листики глянцевых журналов в трубочку и обматывает их пищевой пленкой. Такой материал, объясняет она, очень хорош, когда учишь детей: травму получить невозможно, но разбить такой сверток ничуть не проще, чем кость. Если удар неправильный, сверток просто загибается. Однако без настоящих костей тренировки неэффективны.

– Кость – это совершенно другие ощущения, да и с психологической точки зрения ломать бумажный сверток и кость – не одно и то же. Бывает, смотришь: у ребенка удары такие хлесткие, хорошие. Он мог бы стать супер-хээристом, но берет в руки кость – уверенность теряется, в глазах страх, – говорит она.

А вот найти кости – настоящая проблема. По словам Виктории, людям проще разрубить тушу, чем выделывать. Обращалась на мясокомбинат – для них это лишняя морока. Помогают объявления в соцсетях. На днях позвонили и предложили забрать шесть костей. «Я так обрадовалась!» – делится Вика.

Пензину знают не только как титулованную хээристку, но и как организатора турниров. Благодаря ей появился корпоратив костоломов в УОБО. Это мини-турниры, которые проходят каждый год. 28 декабря состоялся третий по счету. Участников все больше, мастерство выше. Скоро состоится турнир, посвященный Сагаалгану. Победитель получит коня. В поисках награды организаторы объездили всю область.

Несмотря на трудности, наша героиня уверена – у hэер шалган есть будущее. В 2020 году эта игра получила статус национального вида спорта. Если десять лет назад на соревнованиях была конкуренция из 30 человек, то сейчас может быть больше 500. И призы достойные. Например, бурятский костолом Жалсып Манзаров на международном турнире «Алтан Мундарга» стал абсолютным чемпионом и получил квартиру в Улан-Удэ. Его пример многих вдохновляет.

А у костоломов Приангарья, по словам Виктории, совсем скоро появится свой гимн. Стихи уже есть. Их выбирали на конкурсной основе.

– В прошлом году в единственной газете на бурятском языке «Буряад унэн» я запустила конкурс на лучший стих к гимну. Но нам со всей Иркутской области начали присылать стихи – хорошие, интересные. Первое место заняла Бальжинима Дамдинцыреновна, на тот момент – директор школы из Осинского района. Для нас важно, чтобы это были не просто стихи на бурятском языке, но присутствовал иркутский диалект. Она очень сильные стихи написала. Когда гимн выйдет, слушатели оценят, – уверена Виктория Пензина.