Фото:
архив Иркутского драмтеатра
02.02.2022 10:34

Игорь Чирва – комический артист с драматическим талантом

Актер с яркой творческой индивидуальностью – таким запомнили заслуженного артиста РФ Игоря Чирву зрители. Для коллег по сцене он был надежным партнером и добрым отзывчивым человеком. Для всех, кто знал Игоря Чирву, его скоропостижная и внезапная кончина на 58-м году жизни стала настоящей трагедией. За 27 лет работы на сцене Иркутского академического драматического театра им. Н.П. Охлопкого он создал около 80 характерных, неординарных и запоминающихся образов.

 

 

– Образы, созданные Игорем Чирвой на сцене, отмечали ведущие театральные критики страны, ведь его роли всегда отличались новизной и глубиной, – отметил директор Иркутского драмтеатра Анатолий Стрельцов. – У него был какой-то свой особенный почерк на сцене. Он был человеком общительным, обаятельным, порядочным, неконфликтным, и за это его очень ценили в коллективе.

Многие спектакли пришлось переносить, ведь артист был занят в большом количестве репертуарных постановок. Среди них последняя блестящая работа Игоря Чирвы на сцене – роль Вовки в спектакле «Кое-что о том самом и не только…». Артисту удалось с высокой долей достоверности сыграть школьника. Настолько, что спустя несколько минут зритель начинал видеть в зрелом артисте картавого мальчишку – ботаника, который создавал из подручных материалов ракету для полета на Марс. Накануне премьеры Игорь Чирва рассказывал, что очень переживал, работая над ролью.

 

 

– Это было довольно сложно, потому что текст очень взрослый, и я не мог понять, как это соединить с детскостью моего образа, но в одну из бессонных ночей ко мне пришло озарение, как это сыграть, – признавался Игорь Чирва.

Коллеги по цеху говорят, что так он работал над каждой даже эпизодической ролью.

– Мы познакомились с Игорем 1 сентября 1981 году, когда стали студентами Иркутского театрального училища, вместе ушли в армию, потом уехали работать во Фрунзе, вместе вернулись в Иркутск и стали артистами драмтеатра и дружили более 40 лет, – рассказал Евгений Солонинкин. – Могу сказать, что ко всем своим ролям Игорь относился очень серьезно, мучился, пропускал все через свое сердце. Ему нужно было понять роль, присвоить ее себе. Он был прекрасный комедийный артист, когда ему удавалось прочувствовать образ, он докручивал его до гротеска. А в жизни он был верным и надежным другом.

Игорь Чирва родился 1 июня 1964 года в селе Ключи Кулундинского района Алтайского края. Еще в школе занимался в театральной студии. В Иркутское театральное училище был принят сразу. В 1988 году уехал работать в Русский драматический театр города Фрунзе. С 1994 года до последнего дня служил на сцене Иркутского академического драматического театра.

 

 

– Больше всего люблю репетиционный процесс, момент поиска образа, мне важно, чтобы моя роль состояла из маленьких поворотиков – смысловых нюансов – тогда она получается сложной и неоднозначной, – рассказывал Игорь Чирва в интервью газете «Областная». – Правда, мне с самого начало доставались комические роли. И я одно время, конечно, очень переживал по этому поводу, ведь драматический артист в моем понимании должен был исполнять прежде всего серьезные роли. Но у меня сама фактура располагала к характерным ролям, и я с этим смирился.

Будучи отчасти заложником своего характерного амплуа, он добавлял в каждый спектакль настолько яркую краску, что его даже эпизодические роли не только невозможно было забыть, но сложно было представить без них постановку. Все потому, что в его актерской природе было скрыто настоящее драматическое дарование. Особенно зрители смогли оценить это в его дяде Ване по одноименной пьесе Чехова.

– Я очень любил эту роль, ведь она одна из немногих, где я смог отойти от своего привычного амплуа, – признавался Игорь Чирва. – А это очень важно для артиста, для его внутреннего роста – играть разные роли. Иначе появляются штампы. На самом деле я всех своих персонажей люблю и оправдываю, иначе их играть невозможно.

Среди созданных им на сцене образов: Освальд в «Короле Лире» и Полоний в «Гамлете», Мечеткин в «Прошлым летом в Чулимске», Беранже Первый в спектакле «Король умирает», Командор в постановке «Трое на качелях», Епиходов в «Снах Ермолая Лопахина», Степан Харчевников в «Последнем сроке» Валентина Распутина, Подколесин «Женитьбе».

– Игорь был добрейший, ответственный, любящий свою профессию человек, – рассказала артистка Виктория Инадворская. – Он очень серьезно относился к своему делу, всегда очень переживал. У него не было «холодного носа» ни в одной роли. Все потому, что он серьезный, глубокий артист. И верный друг, если что-то случалось, в любой момент можно было ему позвонить, и он был готов помочь словом и делом.

 

 

Наверное, поэтому добрая память о нем навсегда останется в сердце его коллег и зрителей.

– Театр – это живое общение, которое невозможно ничем заменить, – говорил Игорь Чирва. – На мой взгляд, зрители идут в театр именно за этим. Отсюда они уходят с наполненным сердцем. Образы и слова, которые звучат со сцены, если они прочувствованы артистом, проникают в самую душу. Для меня главное, чтобы зритель уходил из зала не холодный и не пустой.

 

Фото: архив Иркутского драмтеатра