Чтобы не заросла оленья тропа

Тофаларов не зря называют оленный народ. Символом Тофаларии всегда был и остается олень. Однако сегодня эта уникальная порода животных находится под угрозой исчезновения. Сохранить таежное оленеводство и генофонд тофаларских оленей смогут новые национальные общины.

– Тоф без оленя – не тоф. Судьба, образ жизни, культура и наши обычаи неразрывно связаны с этим животным, – говорит старейшина тофаларского народа из села Верхняя Гутара, член ИРОО «Союз содействия КМНС Иркутской области» Лидия Речкина. – Сегодня оленеводство в Тофаларии почти не существует, за исключением небольшого муниципального стада в Алыгджере и оленей, которых содержат в частных подворьях.

Проблему таежного оленеводства и сохранности его генофонда недавно обсудили в Иркутске на семинаре, организованном Ассоциацией коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ. Сегодня на уровне государства разрабатывается программа для создания генофонда тофаларских оленей.

– Тувинцы, эвенки Красноярского края, сойоты Республики Бурятия высказали на семинаре единую мысль, что тофаларского оленя, самого крупного, необходимо перевести в статус племенного, чтобы увеличить поголовье животных у народов Сибири, Севера и Дальнего Востока России. Скрещивание близкородственных форм ведет к измельчанию поголовья. Надо возрождать не только тундровое оленеводство, но и таежное. Тундрового оленя, к слову, разводить легче. Но у нас другой статус, иные условия жизни и разведения животных, тофаларскому оленю нужно особое внимание. Уже сегодня его хотят разводить многие, а брать на племя неоткуда, – огорчается Лидия Речкина.

Так, тофаларские олени сегодня в большой цене у кочевых народов Монголии и Китая. В Окинском районе Бурятии также намерены создать генофонд тофаларских оленей. Эта уникальная порода северных животных и там мельчает и сокращается, в районе насчитывается всего 47 голов. Их разведением занимается сам муниципалитет.

Ибиллер – так на своем родном языке тофы называют оленей. Однако сейчас увидеть этих домашних животных можно лишь в поселке Алыгджер, где община содержит свыше 300 голов. В Верхней Гутаре небольшое стадо оленей в частном порядке разводит Серафим Холямоев. Стадо свыше 60 голов ему досталось в наследство от отца, с которым во время распада производства оленями рассчитался местный промхоз. Серафим Валерьевич старается сохранить оленеводство как одно из древнейших занятий своих предков.

Сегодня разводить животных нелегко, признается мужчина. Условия содержания ухудшились, затраты огромные, а прибыли нет. Без поддержки частникам не обойтись. Те же проблемы и у жителя Верхней Гутары Андрея Морозова, год назад решившегося на разведение тофаларского оленя.

– Мы стараемся помочь молодым сохранять традиционный уклад жизни, – говорит Лидия Речкина. – Чтобы получать помощь от государства, надо создавать новые общины. Думаю, еще три общины могли бы появиться на нашей территории. Кроме того, организация общин поможет соплеменникам решать вопросы землепользования, охоты, снабжения материально-техническими средствами. Но самое главное – сохранить оленя. Тогда сохранится и тофаларская традиционная культура.

 

Комментарий

Илья СУМАРОКОВ, министр сельского хозяйства области:

– В регионе реализуется программа по поддержке коренных малочисленных народов (КМНС). В ее рамках мы ежегодно предоставляем две субсидии: на содержание домашних северных оленей и на развитие традиционной хозяйственной деятельности и традиционных промыслов. Субсидии на содержание домашних северных оленей общим поголовьем 567 голов в 2021 году получили три общины коренных малочисленных народов в Нижнеудинском и Катангском районах. На это из регионального бюджета выделено 1,4 млн рублей. А на развитие традиционных промыслов поддержка оказана пяти общинам КМНС, проживающие в Нижнеудинском, Катангском и Качугском районах. Объем предоставленных средств – 2,15 млн рублей. Таким образом, всего на поддержку коренных малочисленных народов региональный минсельхоз в 2021 году выплатил 3,6 млн рублей. Субсидии используются, как правило, на приобретение снегоходной и болотоходной техники, мотолодок и лодочных моторов, инвентаря для традиционной хозяйственной деятельности и занятия промыслами – оленеводством, рыболовством, охотой.