Как сделать общественный транспорт безопасным?

Начало 2022 года в Иркутской области омрачилось рядом происшествий на автобусных маршрутах. Как сделать общественный транспорт безопасным? Своим мнением поделились эксперты отрасли.

 

Пока пассажиры спали…

7 января на федеральной автодороге «Сибирь» в районе поселка Залари загорелся автобус, следовавший из Иркутска в Усть-Илимск. ЧП случилось в 12-м часу ночи. Часть пассажиров спали, но, к счастью, никто не погиб и не пострадал.

Утром 9 января загорелся ПАЗ №1 на остановке «Микрорайон 6А» на Ленинградском проспекте в городе Саянске. В автобусе находились три пассажира. По данным МЧС России, предварительная причина пожара — короткое замыкание.

11 января рейсовый автобус, следовавший по маршруту Братск – Усть-Илимск и два большегруза столкнулись в районе села Кобляково Братского района. В салоне находилось 40 человек, шесть пассажиров получили травмы, трое из них были госпитализированы. По факту аварии региональная прокуратура и Следком по Иркутской области ведут проверку.

11 января на остановке «Школьная» в Иркутске загорелся муниципальный автобус маршрута № 13. Находившиеся в салоне люди эвакуировались самостоятельно. По данным МУП «Иркутскавтотранс», автобус 2017 года выпуска прошел плановый и предрейсовый технический осмотры, был исправен. Причину возгорания определят дознаватели МЧС.

 

Техника стареет

Сегодня 35% единиц общественного транспорта в Иркутской области имеет износ более 10 лет, заявил главный государственный инспектор Территориального отдела по Иркутской области Сибирского межрегионального управления госавтонадзора Василий Смирнов.

– 45% техники эксплуатируется от пяти до 10 лет и лишь 5% – менее трех лет, – уточнил он. – Для выявления технических неисправностей на предприятиях есть ответственные специалисты, контролирующие выпуск транспорта на линию. В прошлом году ДТП из-за неисправности общественного транспорта в регионе не было. Контролируется подготовка водителей, они должны иметь водительское удостоверение категории D, проходить стажировку.

К концу 2021 года в МУП «Иркутскавтотранс» износ автобусов достиг 80%, рассказал директор предприятия Алексей Колмаков.

– Автопарк насчитывает 17 разновидностей автобусов, из 80 маршрутов мы закрываем 33. Исторически сложилось, что это не самые выгодные маршруты, – подчеркнул он.

 

 

Недавний случай с 13-м маршрутом в Иркутске вызвал широкий резонанс. Специалисты МУП «Иркутскавтотранс» проводят проверку транспортного парка предприятия, в котором сегодня 175 автобусов. Особое внимание уделяется состоянию силовых кабелей и топливопроводов, нормативным срокам эксплуатации автономных систем пожаротушения и срокам годности штатных огнетушителей.

В Иркутске также работают 570 коммерческих автобусов. Как отметила председатель комитета администрации города Татьяна Макарычева, перевозчикам направлено уведомление о необходимости усилить работу по поддержанию надлежащего технического состояния пассажирского транспорта. Кроме того, на транспорте введен муниципальный контроль.

– Мэрия Иркутска планирует закупить до 40 единиц общественного транспорта большей вместимости, – добавила Татьяна Макарычева.

 

Без аптечек и огнетушителей

За 2021 год в Приангарье, по данным ГИБДД, произошло около 2500 ДТП, 225 человек погибло и более 3 тыс. получили травмы различной степени тяжести. С участием автобусов произошло 95 происшествий, по вине водителей совершена 51 авария, в которых пострадали 62 пассажира и пешехода. Кроме того, в общественном транспорте было зарегистрировано пять случаев возгораний.

Происшествия с рейсовыми автобусами становятся объектом пристального рассмотрения сотрудников полиции. С 1 марта минувшего года ГИБДД участвуют в технических осмотрах автобусов. Проверено уже 9 тыс. единиц общественного транспорта.

– Более полутора тысячи автобусов направлены на повторный техосмотр, – пояснил заместитель начальника УГИБДД ГУ МВД России по Иркутской области Сергей Глызин. – Среди нарушений – отсутствие огнетушителей и аптечек, самовольное переоборудование, незаконная установка дополнительных средств освещения.

 

Дефицит средств и кадров

Для перевозки жителей Иркутска на линии ежедневно выходят 44 трамвая и 58 троллейбусов. Это тоже далеко не новая техника – средний срок эксплуатации иркутских трамваев – 10 лет, рассказал директор «Иркутскгортранса» Сергей Майок. Подаренные Москвой трамваи позволили предприятию частично обновить парк.

– Мы, как и Ангарск, получили 10 бывших в употреблении трамваев из Москвы. На сегодняшний день пять из них в работе, а пять стоят в очереди на модернизацию, мы ждем запчасти, – отметил он.

В прошлом году с участием трамваев в Иркутске произошло 215 ДТП. Вина водителей общественного транспорта отмечена в 17 случаях.

– Большинство аварий происходит потому, что водители легковых автомобилей не понимают – трамвай не может остановиться мгновенно, у него тормозной путь 30 метров. Мы попросили разработать соответствующую рекомендацию для автошкол при подготовке будущих водителей, – рассказал Сергей Майок.

Глава предприятия отметил: в условиях пандемии остро не хватает кадров. А между тем работа водителя трамвая или троллейбуса, кондуктора сложная – люди встают в 4 часа утра, чтобы мы могли вовремя доехать на работу. Сами они находятся в зоне риска из-за ковида и нуждаются в дополнительном стимулировании.

 

Без дотаций не обойтись

Директор ОАО «Автоколонна 1948» (г. Ангарск) Сергей Шарков уверен – отношение к общественному транспорту пора менять.

– Общественный транспорт создан для решения социальных задач, а не для извлечения прибыли, и так во всем мире, – отметил он. – Эта отрасль не обойдется без дотаций. Не будем забывать о глубокой амортизации общественного транспорта, например, трамвай в день проезжает 500 км!

Срок эксплуатации транспорта должен регламентироваться не годом выпуска, а пробегом, уверен Сергей Шарков.

– Наши проблемы – из-за глубокого недофинансирования. Тарифы позволяют только ездить, но не вести речь об амортизационным фонде. Невозможно в таких условиях говорить об эффективных ремонтах и эксплуатации.

Также все эксперты сошлись во мнении – пока на дорогах области не поменяется культура вождения, где участники движения будут взаимно уважать друг друга, аварий меньше не станет.

 

Комментарий

Министр транспорта и дорожного хозяйства Иркутской области Максим ЛОБАНОВ:

– По поручению губернатора создана рабочая группа, проводятся проверки автотранспорта, используемого для перевозок пассажиров в пригородном и междугородном сообщении. В первую очередь обращаем внимание на характеристики транспортного средства, на то, как проводится технический осмотр согласно нормативам.