Записки земского учителя

В Иркутской области 97 педагогов стали победителями программы «Земский учитель». Теперь они работают в поселках и городах с населением до 50 тыс. человек. Одна из них – Оксана Гордеева – преподает русский язык и литературу в школе села Покосное Братского района. Мы попросили ее рассказать на страницах газеты о буднях сельского учителя, всю жизнь прожившего в городе.

начало в газете «Областная», №11 от 3 февраля

 

Пойдемте в школу!

На моих часах – семь пятнадцать утра. За окном «тепло» – минус тридцать. Слышу, как хлопает калитка, потом топочут сапоги по крыльцу, раздается стук в дверь:

– Оксана Бенедиктовна! Пойдемте в школу!

Я не готова к такому повороту событий. Я думала выйти в семь тридцать, мне теперь до школы рукой подать.

– Нет, ребята! Я пока буду собираться, вы сами идите, без меня.

Мальчишки мои, мальчишки! Неугомонные сердца! Вчера вечером приходили ко мне, бегали по дому, играли – у меня теперь большой дом. Играли с моей собакой Грэтой. После долгих мытарств («там очень плохие условия, многие отказываются ехать» – этот голос я часто вспоминала осенью и зимой) мне наконец-то помог местный житель, который очень радеет за школу. Для меня это было удивительно: я уже дошла до крайней точки отчаяния, сменив несколько квартир, в которых нельзя было жить: там не было ни воды (ни горячей, ни холодной), ни тепла в доме (печку топила до двух ночи, и все равно к утру зуб на зуб не попадал), ни туалета, ни ванной, никаких бытовых удобств. Как-то иду после уроков, стоит междугородный автобус возле кафе.

– У вас есть места до Иркутска? – спрашиваю водителя.

– Нет! Я еду в Усть-Кут, – отвечает он.

Это решило мою судьбу: я осталась. Когда-нибудь напишу о своих мытарствах по съемным квартирам. Я ведь счастливая: всю жизнь жила с семьей в нормальной, благоустроенной квартире. И тут вдруг – бездомная, почти бомж. Училка. Поняла, как тяжело жить «без родины, без флага».

Но не об этом речь. Вчера на уроке уснул мой Семочка. Мой любимый хулиган и нарушитель спокойствия. Никогда он не сидит спокойно на одном месте: крутится, вертится, гиперактивный ребенок. В декабре получил выговор от директора школы за то, что «высовывался из окна и поздравлял всех с Новым годом!»). А тут сложил руки на парте, положил на них голову и все… Спит. Даже рот приоткрылся.

– Ребята, давайте говорить шепотом, пусть он поспит, – говорю детям.

Они сначала засмеялись, а потом стали говорить тихо-тихо, чтобы не разбудить товарища. Вчера этот пятиклассник Сема рассказывал мне:

Я пришел со школы, наколол дров, растопил печку. Стало намного теплее. Я на печку поставил кастрюлю и стал варить манную кашу. Моя мама любит манную кашу! Я вот так брал в горсть крупу и осторожно сыпал, размешивая ложкой, чтобы не было комочков. Каша быстро сварилась! Она была очень вкусная! Потом поросят накормил. Потом воды мы с сестрой навозили. Потом я сбегал к бабушке, лучины ей нащипал, чтобы печку быстро растапливать, ведь бабушка у меня болеет. Потом уроки сделал и к вам пришел в гости.

Ну, вот, наверное, это меня и держит в селе и в школе. Вот эти дети, которые кроме мобильных телефонов знают еще очень много вещей. Тяжелый крестьянский труд, например.

 

Продолжение следует…