Селедка на холсте и керамическая курица

Выставка «Селедка под шубой» открылась в галерее Виктора Бронштейна, объединившая 14 художников из разных городов России. Главным украшением выставки стала праздничная еда, приправленная творческой фантазией. Работы выполнены в разных техниках: живопись, digital art, фотография, керамика. Также в экспозицию вошли три инсталляции.

 

Застолье на новый лад

Авторы из Москвы, Санкт-Петербурга, Воронежа, Новосибирска, Красноярска, Иркутска и Ангарска представили широкой публике свое видение новогоднего застолья с его блюдами, живым общением и комичными ситуациями. Многие работы были созданы специально для этого проекта и экспонируются впервые.

– Эта экспозиция – наше новое слово. Такие выставки, наверное, самые сложные: когда ты работаешь не с одним художником, а собираешь людей, которые друг с другом никак не связаны и не были знакомы, и которых нужно очень гармонично завязать в один общий проект, сохранив самобытность, стиль каждого автора, – сказала директор галереи Ольга Бронштейн.

У входа в галерею посетителей встречает и сопровождает на всех этажах инсталляция «Едимство» иркутской стрит-арт художницы Елены Сисилевой. По словам автора, ей хотелось передать сюжет, как люди спешат в гости, захватив с собой подарки, еду и напитки, громко поют, смешно танцуют и говорят сентиментальные глупости. При этом каждый растворяется в празднике. Для инсталляции художница создала дополненную реальность. Скоро появятся QR-коды, и через камеру телефона можно будет смотреть анимированный вариант работ.

– Единство через букву «м» – это неизведанная сила, которая смешивает абсолютно несочетаемые продукты в салаты и соединяет абсолютно непохожих людей за одним столом, – говорит Елена. – Я старалась показать, как застолья проходят в моей семье. Когда собираюсь на празднество, думаю, что не буду особо есть, танцевать, петь эти новогодние песни в сотый раз. В итоге не проходит и часа, как ты уже ешь эту селедку под шубой, поешь романсы с бабушками, а потом танцуешь с каким-нибудь двоюродным дядей.

 

Масштабы впечатляют!

В центре экспозиции ироничное «Семейное застолье» от художника из Ангарска Сергея Атавина. Бутерброды с красной икрой, капуста с клюквой, курочка, оливье, котлеты, пельмени, селедка под шубой – эти яства, знакомые каждому, автор изобразил на холсте акрилом. Вдохновлялся книгой о вкусной и здоровой пище.

 

 

– Все это напоминает о шумном празднике с многозначительными тостами, шутками, фирменными рецептами и душевными песнями. Глядя на эти картины, зритель вспоминает своих родных: бабушек, мам, теть, которые замечательно готовили подобные блюда, – рассуждает куратор проекта Алина Свердлова.

Фирменную курочку приготовил керамист из Иркутска Георгий Борисов. Его новогоднее блюдо создано из глины и глазури. Курочка выглядит очень реалистично. Как и «Натюрморт с осетром» – вторая работа художника.

Помимо традиционной домашней еды на экспозиционном столе яств есть фастфуд с газировкой. Автор натюрморта с современной едой – художник из Воронежа Андрей Былычев. Интересно, что он использовал приемы классической живописи.

 

 

«Автофруктопортрет», «Бутерброды», «Ужин с пробегающим львом» – это названия работ художника из Красноярска Александра Сурикова. Полотна яркие и ироничные.

Самое масштабное полотно экспозиции – «Четверг. Вечер» художника Василия Каптырева. Молодой автор уже завоевал славу звезды российского стрит-арта. Занимается масштабными росписями фасадов зданий. Сейчас проживает в Иркутске.

Автор рассказал, что размер картины «Четверг. Вечер» 200 × 375 см, и внести в галерею ее было непросто:

– Были проблемы, связанные с транспортировкой. Ни в какие двери, проходы картина не входила. Перед тем, как привезти ее в галерею, пришлось снимать холст с подрамника, все разбирать, а потом собирать обратно.

 

 

Масштабное полотно он создал специально для экспозиции. Говорит, работа над произведением шла легко и свободно, было много импровизации. В картине нет единого сюжета. Показан собирательный образ праздника, истории разных людей.

 

Вместо красок хлеб и колбаса

Изюминка экспозиции – хлебно-колбасные работы. Это проект «Кухонный супрематизм», созданный арт-группой «Синие носы». Представлено творчество участника проекта из Новосибирска Вячеслава Мизина – серия фотографий супрематических композиций, где в качестве образов использованы бородинский хлеб и колбаса. Инсталляция интерпретирует футуристическую выставку Казимира Малевича «0,10» (ноль-десять), где был представлен «Черный квадрат».

– Вместо квадрата Малевича в красном углу инсталляции как «икона» висит корочка хлеба – основа нашего питания. Хлеб – всему голова, хлеб – всему начало. Другие фигуры тоже повторяют те простые формы, которые появлялись на вставке супрематизма «0,10», – пояснила куратор.

Автор Алексей Крупяник представил экспонат, который можно трогать ругами. Инсталляция «Стол воспожеланий» представляет собой интерактивный метафорический конструктор воспоминаний.

– Это необычное застолье, которое питает человека, но не так, как мы привыкли. Взаимодействуя с инсталляцией, можно погрузиться в воспоминания: навести в них порядок и оставить то, что ценно по-настоящему. А можно предсказать будущее, – говорит художник.

Для этого он предлагает сесть за стол на удобное место. Положить себе в тарелку немного кубического салата, иркутских бутербродов и воздушного рулета. Посмотреть на то, что лежит в вашей тарелке. Попробовать понять, почему попались именно эти образы.

Посетить выставку «Селедка под шубой» можно до 27 февраля.