Сами называли поселки и улицы на БАМе

«Мы все прекрасно понимаем, что без БАМа Сибирь, Иркутская область были бы совершенно иными. Магистраль дала огромный толчок к развитию. И сегодня это важнейшая транспортная артерия, а все, кто строил БАМ, – настоящие герои, их подвиг нельзя забывать», – сказал губернатор Игорь Кобзев. С этими героями мы знакомим вас в специальном проекте «БАМ – стройка века».

 

Свадебное путешествие в Магистральный

После армии, в 1972 году, Валерий Федорович Ким вернулся в родной Свирск и работал на заводе автоспецоборудования, был секретарем цеховой комсомольской организации. Однажды его друг позвал поехать на БАМ. Валерий засобирался в Иркутск, чтобы узнать, где получить комсомольскую путевку.

– В 70-е годы репутация у Черемховского района была специфическая, – вспоминает он. – «На вас, хулиганов, разнарядки не было!», – услышал я в ответ. Но наша бригада в передовиках, держит вымпел. Какие же мы хулиганы? В итоге дали разнарядку на район аж на 11 человек. Так, 28 мая 1974 года нас разместили в вагоны поезда, переодели в униформу и отправили в Усть-Кут. Оттуда летели вертолетом и 2 июня высадились в палаточном городке, который до нас построили квартирьеры.

Валерий работал в бригаде плотников. Первым объектом, который им поручили построить, был … туалет. Затем склад. А в начале июля их бригада уже возводила первые три жилых дома и общежитие на 22 комнаты. Сюда переселились затем из палаток.

 

 

– На себе таскали тяжелые материалы, потому что у ЗИЛовского крана стрела короткая, неудобно было доставлять, – уточняет он.

Ким присутствовал на собрании, где решали, как назвать поселок, появившийся на месте палаточного городка. Сначала предложили Карчагинск, но этот вариант не одобрили. Кто-то крикнул – Магистральный, и решение было единогласным.

Так получилось, что сам Валерий Федорович дал название первой улице Магистрального. Написал на фанерке «Улица Первопроходцев» и прибил на дверь первого построенного дома. Потом комиссар эту табличку перебил в другое место – с тех пор так всю улицу и назвали.

 

 

Валерий Ким участвовал во всех этапах строительства поселка, прошел полный цикл – дома, связь, мосты. Самый длинный автодорожный деревянный мост (42 метра) строила его бригада.

– Звенья для укладки железнодорожного полотна тоже наша работа – раньше они были деревянные, а не железобетонные, как сейчас. Работали по 12 часов круглые сутки, все в мазуте. Через некоторое время перешел мастером, начал учиться в филиале политеха Братского индустриального института. Ездил в командировки по западному участку железной дороги, а позже – в Забайкалье. Жена Людмила работала сперва в женском общежитии, затем вместе со мной поступила в институт и стала нормировщиком.

Прожили они на БАМе 13 лет. Сначала была комната в общежитии 12 кв. метров, потом долгое время щитовой дом, последние два года перед отъездом жили в двухэтажном восьмиквартирном благоустроенном коттедже. Сыновья родились на БАМе.

– Как и многие бамовцы, я купил «Жигули». На машине уезжал с БАМа один, отправив первыми семью и контейнер с вещами. В то лето вода поднялась вдоль реки Лены. В районе Усть-Кута попросил водителя одного из лесовозов взять на буксир. Машина была новая, по лужам шла вплавь, как ванна, – вспоминает наш герой.

 

 

В этом году семья Ким отмечает 45-летие. Супруги познакомились еще в Свирске. Жених за неделю пытался с БАМа выехать к невесте – но прибыл за день до торжества: в Магистральном были сильные морозы под минус 50, самолеты не летали. После свадьбы молодожены отправились на БАМ – сперва поездом до Усть-Кута, потом на гусеничной машине 100 км до Нии. Стояли с чемоданами на трассе, пока попутный лесовоз не довез до Магистрального. «Это было наше свадебное путешествие», – говорит Валерий Федорович.

 

«Мылись снегом и смеялись»

В 1977 году, когда Аделина Вережникова работала на швейной фабрике в Усолье-Сибирском товароведом, подруга пригласила ее на БАМ.

– Я прилетела на самолете, был октябрь. Мост еще не построили, и нас перевозили на лодке. Тогда я впервые увидела «Магирусы». Огромные желтые машины стояли на противоположном берегу. Я подошла к одному из водителей и попросила довезти до Магистрального – подруга работала там телефонисткой на почте, – и он довез. По городской привычке я спросила, сколько должна. А он заругался бранными словами и сказал: «Иди отсюда, на БАМе денег не берут», – вспоминает Аделина Васильевна.

 

 

Поскольку ехала она без официального приглашения, на работу устроиться оказалось непросто. Наконец ее взяли продавцом «Мехколонны 131», потом стала бригадиром продавцов, затем перешла по специальности – завскладом на базе. В 1983 году вышла замуж. Муж был милиционером, дослужился до замначальника милиции в Магистральном. В 1994-м семья переехала в Иркутск.

– Запомнилось, как в Магистральном сгорел электроэнергопоезд, который снабжал электричеством поселок. Мы вынуждены были две недели мыться снегом, спать в одежде – в тулупах, валенках, платках, рукавичках. Помоемся снегом, выйдем на улицу и идем до базы 3 км. Придем – хохочем, все чумазые. Свадьбы были веселые, по 150 человек. На нашей было 130, гуляли ее летом. Первый день – в столовой, второй – на улице. Столы накрывали, и кто подойдет, тот садится, пляшут и поют, потому что все друг друга знали. Жили очень дружно, все праздники отмечали, – продолжает она.

Когда приехала в Иркутск, два года плакала. Самые лучшие годы прошли на БАМе – жила там 17 лет. Все друзья там остались. У мужа в Иркутске карьера сложилась хорошо, но его комиссовали по болезни. Пенсионеры построили себе за городом просторный дом, выращивают огород 20 соток, помогают воспитывать внучек. А тогда, в Магистральном, бабушек не было.

– Сначала родила та самая подруга, к которой приехала. Я учила ее манную кашу варить, помогала пеленать ребенка. Потом она мне помогала. Дочь родилась зимой, вода была привозная, муж часто в командировки уезжал, приходилось одной оставаться на хозяйстве.

Аделину Вережникову выбрали председателем совета ветеранов строителей БАМа по Иркутскому району. Бамовцы до сих пор живут дружно и в горе, и в радости. Занимаются скандинавской ходьбой, собираются на танцы под названием «Дискотека XX века».

– На примере великой стройки молодежь нужно учить патриотизму, отношению к своей стране, друг к другу, – уверена наша героиня. – Мы же поехали на БАМ не за деньгами – за романтикой. Нас не пугали морозы в 62 градуса. Комары и мошка заедали летом. Но мы чувствовали заботу старших коллег. Была стабильность и надежда. Мы любили свою страну, свою родину – Россию.