Иркутянка стала лучшим инспектором ПДН России

«Заставляла вслух читать уголовный кодекс»

Трудные подростки, неблагополучные семьи, детские дома и приюты. Работу инспектора по делам несовершеннолетних легкой не назовешь, но Анастасия Матвеева справляется с ней на отлично. В этом году по показателям своей служебной деятельности иркутянка была признана лучшим инспектором ПДН России.

 

Лучший инспектор ПДН

– В соответствии с приказом МВД России инспектор по делам несовершеннолетних иркутского отдела полиции № 7 Анастасия Матвеева признается лучшим инспектором ПДН России, – министр внутренних дел, генерал полиции РФ Владимир Колокольцев в режиме видеоконференцсвязи поздравляет коллег, удостоенных госнаград и ведомственных знаков отличия, а также сотрудников, признанных лучшими по профессии.

Руководство ГУ МВД России по Иркутской области вручает Насте огромный букет цветов, ее поздравляют коллеги, друзья и знакомые.

– Конечно, очень приятно, что мою работу оценили настолько высоко, я совершенно не ожидала, – признается впоследствии девушка.

Инспектором по делам несовершеннолетних она работает всего пять лет, и в профессию попала, можно сказать, совершенно случайно.

– Закончила юридический факультет Сибирской академии права, экономики и управления, – рассказывает Анастасия. – Когда поступала в вуз, мечтала, что стану адвокатом. Буду защищать людей, участвовать в резонансных процессах…Я сама из Саянска. Мама у меня экономист, всю жизнь проработала на Саянскхимпласте. Родственников, связанных с юриспруденцией у нас нет, а я, видимо, в детстве насмотрелась детективов.

На третьем курсе, когда студентов отправили на ознакомительную практику, вспоминает девушка, она просто ошиблась дверью. Шла в адвокатскую контору, а угодила в отдел полиции.

– Так тому и быть, – решила студентка и с тех пор проходила все полагающиеся в вузе практические занятия именно в структуре МВД.

Отдел по делам несовершеннолетних тоже выпал по воле случая. Выпускница стремилась работать следователем, но пока шла проверка ее документов, вакантное место оказалось занято. Предложили временно поработать инспектором ПДН, но, как это часто происходит, «временное» оказалось постоянным.

 

Рабочие будни

Теперь Анастасию Матвееву окружают дети, которым нужна помощь. Как они учатся в школе, что ели на завтрак, где отдохнут летом. Об этом она регулярно расспрашивает тех ребятишек, чьи мамы и папы не исполняют должным образом свои родительские обязанности. Но рейды по неблагополучным семьям – это лишь часть ее работы.

Еще одна непростая задача – совладать с импульсивным подростком. В переходном возрасте они изо всех сил хотят выглядеть и чувствовать себя взрослыми. Однако забывают, что за все содеянное уже несут ответственность – уголовную и административную. За некоторые виды преступлений можно, что называется, ответить по полной программе уже с 14 лет, о чем Настя предупреждает юных любителей острых ощущений постоянно. Если же преступление уже случилось, то выясняет, что на него подтолкнуло подростка. Работа непростая, но, по ее заверениям, вполне выполнимая.

– Помню, как в первый раз попала в неблагополучную семью. В отдел позвонили взволнованные соседи. Пожаловались, что за стенкой раздается детский плач и крики взрослых. Увиденное просто шокировало, ведь я-то выросла в нормальной семье, с любящей мамой, – вспоминает инспектор. – В одной комнате разрывался от плача грудной младенец, в другой – рыдал пятилетний ребенок, а пьяные родители выясняли отношения при помощи кулаков. Брать с них объяснения, разумеется, было просто невозможно, поэтому пришлось забрать и детей, и взрослых. Ребятишек – в приют, отца и мать – в отдел полиции. Когда они пришли в себя, их привлекли к административной ответственности, а эту семью мы взяли на постоянный контроль.

К счастью, этот случай, говорит Настя, сказался на родителях положительно. Пьяные дебоши прекратились. Они не только перестали скандалить, но даже сделали в квартире ремонт. Ведь в противном случае могли лишиться своих детей надолго, если не насовсем.

Другой сигнал поступил от самих родителей, которые не могли найти общий язык со своим сыном. 13-летний мальчишка прогуливал школу, убегал из дома, ночевал на улице, дрался.

– Я тоже довольно долго не могла до него достучаться. Авторитетов нынешняя молодежь не признает, а своего жизненного опыта у меня для этого маловато. Поэтому я просто каждый день приводила его в отдел полиции и заставляла вслух читать уголовный кодекс, – раскрывает секрет перевоспитания она. – День он так просидел часа три, второй, а потом, чтобы я от него отвязалась, решил вечером просто остаться дома и заняться уроками. Так и втянулся. Недавно учительница сказала, что парня назначили старостой класса!

 

Экстрим по полной

А вот эта семейная драма стала в практике инспектора ПДН самой ошеломляющей, поскольку едва не закончилась трагедией.

– 13 июля был обычный рабочий день, – припоминает Анастасия. – Дежурный инспектор уехала в тир на стрельбы, а я со вторым коллегой осталась в кабинете. Вдруг поступает заявка: на улице Советской стоит на парапете балкона 14-го этажа мужчина с ребенком на руках, угрожая спрыгнуть. Мы сразу же выехали на место происшествия.

Отгоняя собравшихся зевак, сотрудники полиции оцепили территорию, МЧС развернула внизу спасательный куб, а инспекторы по делам несовершеннолетних поспешили в соседнюю квартиру.

– Мужчина был сильно пьян, он орал, истерил, угрожая спрыгнуть вместе со своим трехлетним сынишкой, – рассказывает девушка. – Мы всячески пытались войти с ним в контакт, вели переговоры, соглашаясь на все требования: привезли жену, пообещали, что уговорим ее забрать заявление о разводе и отдать ему сына.

К счастью, спустя три с половиной часа мужчина вернулся в квартиру и открыл дверь жене и спецслужбам. Убедившись, что угрозы малышу нет, сотрудники СОБР Росгвардии скрутили дебошира и увезли в полицию. Позднее выяснилось, что за день до инцидента мужчина забрал своего сына из детского сада, снял временное жилье, где и решился пойти на крайнюю меру. Следственный комитет завел на отца уголовное дело. Сейчас ход расследования контролирует прокуратура.

– Этот случай только укрепил мою уверенность в том, что моя работа – реальная помощь детям, – поясняет Настя. – Я нисколько не жалею, что стала инспектором ПДН, потому что нашла здесь свое призвание.