Надежда для четвероногих

Теплые будки, вольеры, миски с едой. Начиная с этого года в Приангарье для создания сети приютов для бездомных животных выделяют субсидии из областного бюджета. Выиграть грант могут социально ориентированные некоммерческие организации. Первым победителем стала НКО «Надежда» из Усолья-Сибирского. Как здесь живут бывшие беспризорники и много ли желающих стать им друзьями – узнали корреспонденты «Областной».

 

Новоселы

Еще нет и девяти утра, а председателю НКО «Надежда» Елене Семеновой поступает первая заявка. Звонят из администрации поселка Тельма с жалобой на стаю собак, обосновавшуюся на улице Советской. Выслушав подробности, Елена тут же отдает команду об отправке в поселок отловщика. Он едет на специально оборудованном микроавтобусе, где есть все необходимое: клетки, переноски, набор ошейников и поводков. А еще вода и аптечки для животных и людей.

– Во время отлова безнадзорных собак мы никогда не применяем медикаменты, только специальные приспособления, – поясняет председатель. – Конечно, случиться может всякое: животные зачастую бывают агрессивными и из-за болезни, и из-за того, что видят в людей врагов, потому что больше не доверяют человеку.

 

 

В этот раз все обходится благополучно. Собаки сбились в стаю из-за «дамы». Как только отловщику удается поймать и изолировать самку, кавалеры тут же теряют агрессию, почти спокойно позволяя разместить себя по клеткам. Вскоре всех привозят в приют, где их осматривает ветеринар. Он оценивает внешнее состояние животных, наличие заболеваний, которые могут передаться человеку, травм, состояние кожных покровов, а после составляет заключение и дает рекомендации: требуется ли собаке лечение и обработка от паразитов.

Если на животном нет клейма, которое говорит о его породности, ошейника с биркой, то ему в лопаточную область вживляется микрочип. Это электронное устройство размером не больше рисового зернышка, в котором содержится уникальный номер – индивидуальный паспорт животного. После «новобранцев» размещают по карантинным вольерам на 10 дней, где они будут находиться под ежедневным наблюдением ветспециалистов, а затем их расселят по новым домам – вольерам или теплым будкам.

Если животное здорово, поясняет Елена, его ждет кастрация или стерилизация, а также вакцинация от бешенства. Затем ему на ухо прикрепят бирку – визуальное свидетельство, что оно обработано от паразитов, стерилизовано и привито. А после, если собаку не удалось пристроить новым владельцам, ее снова вернут туда, откуда взяли. Такая процедура называется ОСВВ: отлов-стерилизация-вакцинация-возврат. Оставить у себя всех при всем желании зоозащитники не могут. Сегодня в усольском приюте живет более ста животных. И это только «контрактники» – те, которых выловили по муниципальным заявкам. Еще тут почти столько же найденышей: собак-инвалидов, подобранных после ДТП, изъятых по статье «Жестокое обращение с животными», потеряшек или просто выброшенных на улицу.

 

Тетка и компания

Несмотря на внушительное количество питомцев, Елена знает «в лицо» каждого и может рассказать, как кто оказался в приюте. Все истории – драмы, но, к счастью, не всегда с трагичным концом.

Например, вот эта небольшая кудрявая дворняжка раньше была любимицей пожилой одинокой усольчанки. Еще весной женщина заболела коронавирусной инфекцией, ее увезли в госпиталь. Перед больницей хозяйка попросила соседку присмотреть за своей питомицей. Та выполняла просьбу до тех пор, пока не узнала, что ее приятельница скончалась. Посчитав себя свободной от обязательств, соседка тут же выгнала собачку из квартиры. Та скулила возле подъезда несколько дней, пока за ней не приехали из приюта.

Самку американского бульдога выставил на улицу заводчик. Десятилетняя собака больше не могла рожать щенков, а значит, приносить хозяину прибыль. Когда ее нашли, объясняет Елена, собака была в крайне истощенном состоянии. Пристроить возрастное животное не удалось, поэтому она доживает свой век у них. Еще одна «старушка» – 16-летняя дворняга по кличке Тетка находится в «Надежде» уже более 10 лет. Ее отловили под кустом неподалеку от одного из садоводств с многочисленным потомством. Изголодавшаяся, больная мамаша из последних сил охраняла своих детей, не подпуская к себе людей. Елене понадобилось более полугода, чтобы вернуть доверие животного. Но кроме нее Тетка до сих пор не признает никого. Зато в «Надежде» она нашла себе друга – пса по кличке Шурик. В одном вольере пожилые «супруги» живут несколько лет душа в душу.

 

 

У их бывших соседей еще более счастливая судьба. Кобеля немецкой овчарки также изловили на одной из центральных улиц города. Как выяснилось позже, хозяин пса уехал работать вахтой, поручив присмотреть за ним своей родне. Вернувшись через три месяца и не обнаружив лучшего друга, парень принялся за розыск. Увидев фотографию своего Альфа в инстаграме «Надежды», тут же примчался в приют. Их трогательная встреча не оставила равнодушным никого. А такса по кличке Мышка и вовсе теперь живет в Подмосковье. Ее фотография и история, размещенная в соцсетях усольского приюта, растрогала жителя Наро-Фоминска. Заводчики такс из Ангарска помогли усольчанам с покупкой билета и доставкой Мышки в аэропорт.

Но самое удивительное, что в «Надежде» на помощь и сочувствие могут рассчитывать не только братья наши меньшие. Несколько месяцев назад этот приют обрел и новых сторожей, и администратора. Раньше Рафаэль, Габриэль, Найда, Бэлла, Зая, Старик и Хлоя вместе с хозяйкой Анастасией Чемезовой жили в поселке Новонукутск. 21-летняя девушка долгое время ухаживала за тяжело больными бабушкой и дедушкой, поэтому не могла устроиться на работу. Бабушка умерла, а отец надолго уходил в запой. В конце июня в службу ветеринарии Иркутской области обратился один из местных жителей с жалобой на отсутствие за домашними питомцами должного ухода и антисанитарию на соседнем придомовом участке. Выездная проверка подтвердила эти факты, животные действительно были крайне истощены. Елена Семенова выехала в Новонукутск как член общества защиты животных, чтобы забрать собак. Но узнав историю девушки, решила пригласить в Усолье и саму Настю. Сейчас девушка имеет официальную работу, общественники снимают для нее в городе квартиру, а ее многочисленные питомцы несут круглосуточную службу в «Надежде».

 

На что пойдет грант?

НКО «Надежда» появилось в Усолье восемь лет назад, в 2014 году, а раньше в городе была просто инициативная группа любителей животных.

– Я росла рядом с животными с раннего детства. У нас в семье жили хомячки, рыбки, попугайчики, а еще я всегда тащила с улицы бездомных кошек и собак. Брала домой, лечила, выкармливала, кого-то пристраивала. Родители были не против, когда я с прогулок возвращалась с беспризорниками, – улыбаясь, вспоминает Елена Семенова. – Когда уже не стало хватать места, начала обращаться к людям через социальные сети. Вскоре ко мне стали присоединяться другие горожане, которых тоже беспокоила эта проблема. Мы объединились, взяли в аренду небольшой земельный участок с домом, построили на свои деньги несколько вольеров и организовали там передержку для животных.

 

 

Спустя несколько месяцев передержка переросла в приют, потому что четвероногих скитальцев становилось все больше. После того, как была зарегистрирована НКО, городская администрация выделила общественникам участок, где они обустроили новые вольеры, сеновал, кормокухню, склад для хранения инструментов и инвентаря для уборки, вагончики для сотрудников и хранения продуктов. А на полученный в этом году грант – более 3,7 млн рублей – в «Надежде» появится современный ветеринарный блок со стационаром, теплым карантинным отделением, операционной и смотровым кабинетом.

– Ветеринарный блок – важная составляющая всех приютов. Его наличие – обязательное условие для участия в муниципальных контрактах на отлов и содержание животных без владельцев. Мы впервые участвовали в конкурсе и планируем продолжать это делать дальше. НКО – не бизнес-структура, прибыли мы не получаем, поэтому развиваться без помощи государства нам очень сложно. Хотим на следующий грант обустроить теплое помещение для содержания кошек, а еще очень много заявок поступает от жителей на стерилизацию питомцев. Такие услуги мы также будем оказывать, – поясняет Елена.

Сейчас общественники заключают договоры на покупку стройматериалов и оборудования, чтобы заняться модернизацией своего приюта, ведь это необходимость. У НКО «Надежда» заключены контракты на отлов животных в Усолье-Сибирском, Усольском и Зиминском районах. Еще по договорам с муниципалитетами они работали в Свирске и Киренском районе. Выезжали туда на своем транспорте, отлавливали бродячих псов, привозили в «Надежду», лечили, кастрировали и возвращали обратно.

– К сожалению, брошенных животных не становится меньше. И в большей степени в этом повинны сами люди, – констатирует зоозащитница. – Заканчивается дачный сезон – горожане перебираются в квартиры, а кошек и собак просто оставляют на улице. То же происходит на стройках. Пока нужны сторожа, собак подкармливают, дом сдали – о них забыли.

 

Будка для Шарика

Для того, чтобы подобных случаев было меньше, продолжает Елена Семенова, ответственное отношение к животным должно воспитываться с детства. Их организация, например, для этого проводит множество различных мероприятий: «уроки добра» – в школах и детских садах, конкурс рисунков, мастер-классы по изготовлению игрушечных животных, акции по пристрою беспризорников. С местным телевидением они выпускают социальные ролики, организуют благотворительные концерты. А еще несколько лет подряд проводят интересный конкурс, который называется «Будка для Шарика». На уроках труда ученики школ под руководством преподавателей делают будки для бездомышей. После выбираются лучшие в разных номинациях: самая комфортная, красивая или необычная и устанавливаются на территории приюта. В таком же конкурсе нынче приняли участие будущие столяры – студенты Усольского индустриального техникума.

 

 

– Нам бы хотелось переориентировать приют на еще большую открытость и безопасность, – признается Елена. – Чтобы к нам приходили семьи с детьми. Ребятишки могли поиграть, пообщаться с животными, узнать что-то новое, может быть, чем-то помочь…

– Мама, я возьму метлу? Возле того вольера сено раскидано, – прерывает ее мечты звонкий детский голос.

Елена без раздумий тут же соглашается на просьбу своего шестилетнего сына. Димка – маленький волонтер и первый помощник.

В «Надежде» на помощь и сочувствие могут рассчитывать не только братья наши меньшие. Несколько месяцев назад в приют взяли безработную девушку Настю с ее многочисленными. питомцами

С работой усольского приюта «Надежда» можно познакомиться по этой ссылке

 

Комментарий

Сергей ШЕВЧЕНКО, руководитель службы ветеринарии Иркутской области:

– Всего на оказание господдержки НКО на создание приютов для животных в этом году предусмотрено 19 млн рублей. Максимальный размер гранта не может превышать 3,8 млн рублей. Гранты предоставляются НКО на конкурсной основе при условии наличия у заявителя земельного участка для размещения приюта, опыта практической деятельности по обращению с животными без владельцев не менее одного года, отсутствия задолженности по налогам, сборам и страховым вносам. Эта работа позволит увеличить в Иркутской области количество приютов, отвечающих требованиям законодательства. Мы стремимся создать в регионе благоприятную конкурентную среду в этой сфере, решить острые проблемы, связанные с обращениями граждан по отлову безнадзорных животных, с сохранением благополучной эпизоотической обстановки по бешенству, с появлением нежелательного потомства у бесхозяйных животных, а также снять вопросы со стороны общественных организаций.

 

Фото: архив НКО «Надежда»