Бизнес с иголочки

Иркутянин Данил Ковальский после школы не стал поступать в вуз. Лучший ученик Приангарья 2014 года решил, что достичь успеха можно и без диплома. Сегодня у него собственное ателье по пошиву мужских костюмов в историческом центре города. За эксклюзивными вещами от Kovalsky Suits в очередь встают политики, бизнесмены, известные ведущие и многие другие.

 

Портной со школьной скамьи

– Данил, не жалеете, что после школы все-таки не пошли в вуз?

– Ни на минуту не усомнился еще в том, что сделал правильно. Все знания, которые мне нужны, я черпал из альтернативных источников, когда работал в пошивочных цехах, потом перенимал опыт у ведущих мастеров, много полезного узнал из интернета. Нельзя сказать, что я пропагандирую отказ от высшего образования. Есть много профессий, где обязательно нужен диплом специалиста, например, инженер или хирург. Но я занимаюсь мужским костюмом и гораздо больше узнаю из тех же онлайн-курсов, благодаря которым хорошо знаю о последних тенденциях в мире моды.

 

– Вы всегда были таким самостоятельным?

– Еще в начальной школе принял решение поступить в лицей-интернат № 1. Его изначально создавали для одаренных детей, а я хотел получить самое лучшее образование. Прошел подготовительные курсы и удачно сдал вступительные экзамены.

 

– Ваше поколение занимается робототехникой, IT-технологиями, а вы с головой окунулись в фэшн-индустрию. Почему?

– Компьютерами особо никогда не увлекался. Моя мама работает дизайнером штор, можно сказать, что у нас семейная династия. Я с детства мечтал сам создавать стильную и элегантную одежду. Старался хорошо одеваться и обращал внимание на внешний вид окружающих. Чтобы у меня был опыт и навыки, мама нашла мне учителя – известного в Иркутске портного Александра Царева. Сначала занятия были платными, а потом меня в подмастерья взяли. Я мог учиться и работать одновременно.

 

– Уроки прогуливали?

– До 8 класса стремился быть отличником. Считал, что высшее образование позволит построить успешную карьеру. Уже даже выбрал вузы для поступления. Но пообщавшись с выпускниками лицея о студенческой жизни, решил, что в вуз поступать не буду. Уже в девятом классе учился до обеда, потом приезжал в цех, а после работы мчался на тренировки. Успеваемость по предметам, конечно, снизилась, но это было не так важно.

 

– С какими трудностями столкнулись на пути к мечте?

– Когда работал в цехе, где делал шторы или салфетки, занимался ремонтом одежды, понял, что шить на машинке – это не мое. Много ошибок совершаю, да и скорость исполнения была невысокой. Потом попробовал себя стилистом, был продавцом в магазине мужской одежды, работал в строительной компании, занимался маркетингом. Перепробовав много чего, вернулся в Иркутск и решил заниматься тем, что я люблю.

 

Путь в предприниматели

– Где взяли первоначальный капитал на открытие ателье?

– Знакомые поддержали, поверили в меня. Хотя на этапе открытия у меня кроме горящих глаз ничего не было – ни финансовой модели, ни источников каналов-траффика, ни анализа рынка. Зато была внутренняя уверенность, что дело будет востребовано.

 

 

– Первый костюм кому сшили?

– Ателье открыл в 2018 году. Еще даже ремонт толком не сделали, как к нам пришел жених. Костюм ему сшили удачно, но позднее я отказался от свадебных заказов, потому что очень много рисков и самое главное – практически постоянно приходится работать в сжатые сроки.

 

– От западных санкций не страдаете?

– На поставки тканей санкции не влияют. Материал получаем из Италии, Англии, Китая, Турции и других стран. Изначально отшивали заказы на фабриках в Китае по системе MTM (made to measure – «сделано по мерке»). Так все производители брендовых вещей делают. Мастера Поднебесной достигли высокого уровня как в пошиве одежды, так и в текстильных технологиях. Но рынок перемещается в Узбекистан и Киргизию, где цены ниже.

У нас была простая схема взаимодействия. Заказ получали в Иркутске, мы снимали мерки, делали посадку и всю интеллектуальную работу с разработкой костюма. На фабрике же оставалось все сшить по готовым лекалам. Когда получали готовое изделие, то при необходимости все корректировки вносили в костюм у нас в ателье.

 

– Когда началась пандемия, многие ателье начали шить маски. А вы как выкручивались?

– В то время мы еще работали с фабриками и были перебои с поставками. Это и послужило отправной точкой открытия собственного производства. Наши работники прошли курсы обучения у ведущих мастеров страны. Заказы принимали удаленно. Я ездил к клиентам, снимал мерки, по каталогу выбирали ткани. Костюмы шили не в ателье, а дома. Благодаря постоянным клиентам пережили это время без особых потерь.

 

Вне моды и времени

– При оформлении заказа вы ориентируетесь на тенденции в моде или опираетесь на стиль клиента?

– Хороший вопрос. Мужской костюм не меняется два последних столетия. В отношении него отсутствует как таковое понятие моды, есть стиль и элегантность. Конечно, возникают какие-то современные тенденции, но классика всегда актуальна. Вообще, каждый образ стараемся делать «под ключ», дополняя его подходящей обувью, аксессуарами и галантереей. Клиенты доверяют нашему профессиональному вкусу и взгляду.

 

– Правда, что одежда меняет человека?

– Можно много говорить о том, какой у вас богатый внутренний мир, но когда вы надеваете качественные и удобные вещи, то мир вокруг вас становится лучше и красивее. Обращал внимание, что костюм может вдохновить на новый удачный проект, а у кого-то и вовсе случаются судьбоносные встречи.

 

– А своя линейка одежды у вас планируется?

– Мы как раз сейчас над этим работаем, хотим сделать презентацию до конца года. Не буду раскрывать всех секретов, отмечу, что сначала мужской костюм был делом моей души, но потом оказалось, что моя душа любит много чего еще.

 

– О чем еще мечтаете?

– Было время, когда Иркутск прославился своими купцами. Промышленник и банкир Николай Второв, который по версии журнала Forbes был самым богатым предпринимателем царской России начала прошлого века, начинал с текстиля – продавал ткани на иркутской ярмарке. Мне хочется, чтобы Иркутск был известен мужскими костюмами. Поэтому моя цель – войти в ТОП национальных брендов, а потом получить мировое признание.

 

Фото: архив Данила КОВАЛЬСКОГО