Мария Кельчевская: Я привыкла делать свою работу искренне

У иркутского режиссера Марии Кельчевской дар находить интересное в обыденном, открывать человеческие черты в великих фигурах прошлого и создавать по-настоящему интересные фильмы к юбилеям. Например, фильм «Святитель Иннокентий (Вениаминов). Возвращение домой» рассказывает о святом как о человеке, не умаляя масштаба его личности. Лента «Огни большого городка» о Черемхово наполнена историями, трогающими до глубины души. Мы беседуем с режиссером о ее творчестве, новой профессии и планах на будущее. 

 

– Мария как вы пришли в режиссуру?

– По первому образованию я филолог. Окончила ИГУ, но ни дня не работала в школе. Уже в студенчестве в начале 1990-х начала сотрудничать с «АС Байкал ТВ». Сначала делала новостные сюжеты, потом перешла на «Утренний коктейль». Мне очень нравилась наша команда и наше рвение. Меня завораживал процесс видеомонтажа, что можно пускать картинку быстрее или медленнее, поворачивать время вспять, видеть, как выглядит звук, как невероятно звучит реверсивная речь. Потом я ушла в декрет. После него некоторое время работала на ИГТРК.

 

– Почему бросили работу на телевидении?

– Хотелось большего. Поэтому, когда увидела объявление о том, что киношкола «Фабрика кино» проводит набор в мастерскую документального кино, отправила свои сюжеты, фотографии уличных наблюдений, раскадровку сценария, и меня пригласили на экзамены. Нам оплачивали дорогу в Москву и проживание. Всего приехали около 70 человек, отобрали 14. Это было невероятное время! В первых съемках нам помогал легендарный Геннадий Васильевич Карюк, кинооператор Киры Муратовой. Мы бегали на телевидение к нашему преподавателю, великому Марголиту, талантливейшему киноведу, снимали учебный фильм с Шавкатом Абдусаламовым, художником-постановщиком Андрея Тарковского. Все это было очень волнующе и ново, сам факт ежеминутного общения с историком кино, гениальным авантюристом Николаем Анатольевичем Изволовым – это счастливый адреналин. Во время учебы я успела поработать помощником режиссера у Галины Евтушенко, которая снимает фильмы о людях искусства. Тогда она работала над фильмом «Горе уму, или Эйзенштейн и Мейерхольд: двойной портрет в интерьере эпохи». С тех пор мы дружим, есть идея снова посотрудничать. Работала я и ассистентом по актерам у Дмитрия Астрахана.

 

– Это ведь не единственное ваше режиссерское образование?

– Я окончила высшие курсы сценаристов и режиссеров в мастерской Петра Тодоровского и Наталии Рязанцевой. В эти годы участвовала в работе над документальным сериалом «История России глазами детей», за одну из серий получила диплом III степени на фестивале студенческих и дебютных фильмов «Святая Анна» в Москве. Еще был фильм «Стать клоуном» про студентов Московского циркового училища, работала над документальным сериалом о художественных музеях мира. В Москве прожила в общей сложности около семи лет, вернулась в родной Иркутск. Здесь меня пригласили в областной кинофонд.

 

– Какие свои фильмы считаете наиболее удачными?

– Мне не стыдно за «Святителя Иннокентия (Вениаминов). Возвращение домой», хотя этот фильм нам дался очень не просто. Наверное, еще за «Иркутск с нами?» – ленту, которая посвящена сохранению культурного наследия города. За фильм «Огни большого городка». Люблю «Не пустой звук», «Кино о кино»… Даже за какие-то событийные материалы не стыдно, ведь я привыкла делать свою работу искренне.

 

– Есть фильмы, работа над которыми вас изменила?

– Каждый фильм оказывает на меня влияние. Я очень любопытный человек, всегда старюсь вникнуть в тему, поэтому самый интересный этап – подготовительный. Пока ты нарабатываешь материал, видишь множество вариантов будущего фильма. Помню, как я готовилась к съемкам картины об Иркутском драмтеатре «Служить честно». Долго работала в архиве, нашла там много интересных документов. Сохранились даже имена лошадей, которые были транспортом в театре, название тканей, костюмов. В 1940–1950-е королевские костюмы шились из марлевки и мешковины. Словом, когда держишь в руках расходную книгу или меню дореволюционного театрального буфета, видишь чернильные подписи, старую потертую бумагу, возникают невероятные ощущения. Само название юбилейного фильма «Служить честно» не придумано, такое обещание давали артисты театра, с которыми заключали договор на работу.

 

– Какие архивные сведения о театре вас особенно поразили?

– Я узнала, как в 1956 году приглашали на работу будущего народного артиста СССР Леонида Броневого, а он шутил в ответной телеграмме из Грозного: «Получили ваши деньги, чуть не подрались с женой…» Хотя им выслали 20 с чем-то рублей на дорогу. В документах сохранился номер дома и квартиры, где он жил в Иркутске. Еще из интересного – оказывается, до середины 1950-х годов артисты нашего драмтеатра в конце каждой сцены внутри спектакля кланялись, срывали аплодисменты. Зрители обращались в театр с просьбой упразднить эту практику, ведь поклоны мешали воспринимать спектакль целиком. Кроме того, постановки были очень продолжительными и заканчивались чуть ли не в полночь, и возле театра дежурили автобусы, которые развозили зрителей в разные части города.

 

– Были какие-то особенности во время съемок?

– Нам долго не разрешали снимать во время спектакля за кулисами. Потом все же позволили. Нельзя было пользоваться светом, благо техника в кинофонде хорошая, и наш оператор Антон Сотников смог снять замечательные кадры. Хотя ему было очень сложно работать. Зато видеть спектакль с другой стороны – невероятно интересно.

Во время съемок в театре была основная сложность – недоверие. Но день за днем к нам привыкали… Фильм был показан в День театра, меня пригласили на сцену, поздравили, я чуть не разревелась.

 

– Что больше всего вас поразило во время работы над фильмом?

– Когда я увидела артистов перед выходом на сцену в дежурном свете. Они немного похожи на силуэтные фигуры, может, оттого, что очень сосредоточенны и сдержанны в этот момент. И вдруг за доли секунды преображаются на сцене. Это настоящее волшебство! Только что стоял обычный человек, а там он – уже герой пьесы.

Интервью с артистами – Геннадием Гущиным, Еленой Мазуренко, Натальей Королевой, Тамарой Панасюк, веселой компанией – Николаем Дубаковым, Яковым Вороновым, Владимиром Ореховым, Василием Коневым, Александром Братенковым и другими – были потрясающе интересными. Я очень рада, что эти записи останутся навсегда в архиве. Жалею, что не записали интервью с Алексеем Лобановым… Фильм был уже сдан театру, летом случилась трагедия – он погиб. В фильме он читает закадровый текст, и слова: «Жизнь коротка, искусство вечно» прозвучали фатально.

 

– Это ведь не первый ваш фильм о театре?

– «Служить честно» – третья моя работа в кинофонде на эту тему. Еще были фильмы к открытию Года театра в Иркутской области. В один из них вошли эпизоды о каждом из государственных театров региона. В дальнейшем мне бы очень хотелось снять фильм о нашем театре кукол «Аистенок». Помню, как мы снимали, можно сказать, эпизод зарождения театральной жизни в космосе. Болгаркой в оцинкованных ведрах прорезали дыры в виде звезд, затем внутрь помещался фонарик. Невероятный эффект. Это был волшебный реквизит к спектаклю «Аистенка» «Утиная охота. Сны Зилова».

 

– Правда, что вы выучились на тифлокомментатора?

– Да, началась пандемия, и я задумалась, какую новую профессию получить, чтобы быть востребованной дистанционно. В итоге поехала на курсы тифлокомментаторов при институте ВОС «Реакомп». Занятия проходили не только в аудитории, но и в Пушкинском музее и Московском Губернском театре. Я выбрала сферу кино и театра. Сейчас уже сотрудничаю с одной российской компанией, готовлю тифлокомментарии к фильмам и экспонатам одного из музеев ближнего зарубежья.

 

– О чем будет ваш следующий фильм?

– В Иркутске много людей, которые достойны того, чтобы о них снимали. Например, драматург Владимир Гуркин. Он наш современник, человек, которого еще помнят, у жены и дочери хранится уникальный архив мастера. Нужно снимать, пока еще есть с кем поговорить о нем. Есть замечательные артисты Иркутского музыкального театра, которые достойны отдельного фильма. Это великий Виктор Жибинов, на спектакли с участием которого меня водила мама. Артистка музыкального театра Елена Волошина с ее сложной судьбой. Да мало ли… На сцене Иркутского драматического выступала сама Вера Комиссаржевская и крепостные артисты театра матери Ивана Тургенева. Мы же ничего об этом не знаем…