Летите, голуби

Павлины, архангельские снегири, саксонская ласточка, китайская чайка… Все это разные породы голубей. В Иркутске прошла выставка, участие в которой приняли голубеводы Приангарья, республики Бурятия, Красноярского края.

 

Занятие для души

Необычного окраса, с хохолками, чубчиками и даже с жабо. Сибэкспоцентр заполнен клетками с голубями. Каждый участник не только постарался привести на выставку самых красивых питомцев, но и рассказать о них как можно больше интересных историй.

– У меня около 30 пород голубей, а сюда я привез только восемь, – говорит иркутянин Николай Зайцев. – Голубеводство – это болезнь, привычка, а может быть, связь между взрослой жизнью и беззаботным детством. Жаль, что сейчас мы теряем такую красоту. Раньше в каждом дворе было по 10 голубятен, а теперь на весь район одна-две.

Вот, показывает голубевод, чехословацкие седловидные дутыши. Некоторые экземпляры могут достигать в высоту 70 см. Особенно в период спаривания у самцов раздувается до неимоверных размеров зоб, и они превращаются в весьма колоритных кавалеров. Рядом якобины ­– птицы с пышной растительностью на голове, шикарным воротником, загнутым клювом и тигровой окраской. А это индийские лахоры – голуби, которых раньше разводили для мяса. Птица очень крупная, размером с чайку, а внешне похожа на королевских пингвинов – с черной грудкой. В следующей клетке – саксонская или богемская ласточка. На голове у нее чубчик, а на лбу – крапинка, как у индианок.

 

 

Николай начал заниматься разведением голубей еще мальчишкой. После окончания школы поступил в военное училище и стал кадровым военным. Вернуться к своему увлечению смог только после того, как вышел в отставку. Зато сейчас к любимому делу приобщил супругу, двоих сыновей и внучат.

Житель Тайшета Игорь Зарубин привез на выставку турецкую таклу.

– Это самые хорошие голуби, – уверяет он. – У них отличный лет и игра, не зря их называют воздушными акробатами. Умные, смышленые, они легко обучаются и запоминают трюки. В нашем городе держат много голубей – на каждой улице есть голубятни. И не зря, ведь голубеводство – занятие для души. Зашел к ним, поворковал, и все проблемы уходят.

 

В полете 12 часов

Гость из Канска Владимир Терентьев расхваливает своих павлинов, монахов и китайскую чайку:

– Монах у меня не простой, а крестовый. Свое название порода получила из-за проявляющегося во время полета на крыльях креста. Китайская чайка по предположениям появилась после скрещивания чаек с плюмажными голубями. А у павлинов, посмотрите, какие пышные хвосты! Раньше такие птицы жили только во дворцах индийских вельмож и служили живым украшением. Это потом их вывезли в Англию, а оттуда они попали во все страны Старого Света.

 

 

– Зато мои чебаркули такие «мертвые петли» в воздухе крутят, которые павлинам и не снились! Твои-то из-за хвоста еле-еле по вольеру передвигаются, – осаживает соседа зиминец Владимир Дыкус.

Воодушевившись, он начинает рассказывать, что чебаркульские голуби при перевороте в воздухе издают громкий щелчок, который слышно даже с земли, и называется он «бой». В 2002 году на международной выставке чебаркульцы были признаны «голубями третьего тысячелетия». Порода очень сильная и выносливая. Без посадки птицы могут находиться в воздухе до 12 часов!

– Мои почтари тоже могут пролететь тысячи километров, – вступается за своих пернатых иркутянин Евгений Кондратов. – Я однажды просил товарища выпустить своих птиц в Артеме. Все вернулись домой!

Евгения приобщил к разведению голубей в детстве сосед-фронтовик:

– Со мной рядом на улице Якоби жил Иван Андреевич Попонов, моряк, подводник, всю войну прошел. Я вечно возле него ошивался. Он держал николаевскую высоколетную породу. Однажды к нему приезжал специально из Харькова мужик, давал за голубя 5 тыс. рублей, а он не продал. Я к нему: «Дядя Ваня, это же машина!» А он мне: «Тебе нравится этот голубь? Держи!» И рассказал, почему не продал. Просто не приглянулся ему тот человек. Голубей, по его разумению, должны держать только добрые люди, потому что это божественная птица. До самой смерти, пока ноги не отказали, занимался Иван Андреевич голубями. Я в память о нем тоже всю жизнь голубей развожу.

 

В одиночку хорошую птицу не разведешь

С раннего детства и на всю жизнь увлекся голубеводством и житель села Баклаши Шелеховского района Сергей Никитин. Благодаря в том числе и его стараниям в Иркутской области появилась общественная организация «Голуби Приангарья», где он занимает должность председателя правления.

 

 

– Первых птенцов я поймал в поселке Тыреть на крыше бани, когда гостил у родственников, а после привез их домой в Черемхово, – вспоминает он. Держал на чердаке отцовского дома. Когда учился в институте, у меня голуби жили под кроватью в общаге, потому что никак не мог с ними расстаться. Окончив вуз, построил возле своего дома две голубятни. А потом из-за голубей переехал в Баклаши. Сейчас имею девять голубятен и больше 600 голубей! Этот «диагноз» у меня уже 65 лет!

С 1982 года он держит только узбекскую птицу. Порода одна, но в ней более 70 мастей. Гульсар, например, выводится полностью черным, потом линяет, и у него голова становится белой. Соч после линьки оказывается рябым. Гульдабамы остаются одноцветными, но приобретают одно-два красных пера, а авлаки – особая разновидность белых голубей с наплесками разных оттенков.

У Сергея Владимировича всегда было много друзей-голубятников, «потому что в одиночку хорошую птицу не разведешь». Они общались, советовались, обменивались птицей, а 10 лет назад, в 2011 году, ему пришла в голову идея создать общественную организацию.

– Тогда как раз в моем родном Черемхово открывалась скульптурная композиция с персонажами из кинофильма «Любовь и голуби», – припоминает он. – Я организовал выставку голубей решил объединить всех любителей этой птицы.

Сегодня в «Голубях Приангарья» около 30 участников. Организация входит в федерацию голубеводов России. В нашей области выставки проводятся не только в Иркутске, но и в Зиме, Усолье, Черемхово. Второй год общественники организуют соревнования по летно-игровой птице. У них есть даже свой павильон на Колхозном рынке в областном центре.