Саунд-драма по Гоголю

На сцене трое – Защитник, Карьерист, Романтик. Причем они – не разные персонажи, а ипостаси одного героя. Мелкий чиновник Аксентий Иванович Поприщин из повести «Записки сумасшедшего» Николая Гоголя в спектакле иркутского «Театра пилигримов» предстает в четырех лицах. Три из них – его внутренние части, а четвертый – он, в своем реальном воплощении. Еще одним полноправным героем можно назвать музыку, которую художественный руководитель театра, композитор Константин Артамонов тоже разделил на четыре составляющие. По его словам, в этом спектакле впервые на иркутской сцене был применен квадрозвук. Премьера состоялась в Доме актера.

Режиссер Анна Агапитова рассказала, что на необычный ход, раскрывающий внутренний мир героя, ее натолкнул сам текст повести Гоголя:

– Из названия мы знаем, что этот человек сумасшедший. Я подумала: а в чем его ненормальность? Предположила, что он слышит некие голоса в голове. Мне не хотелось конкретизировать, ведь диагноз Поприщина неизвестен, тем более что раньше все это немного по-другому диагностировалось. Человек просто считался душевнобольным, или как еще говорили, у него признавалась горячка головного мозга. И даже лечили его, кстати, тем, что лили ему на голову холодную воду.

Разделение на три субличности было сделано исходя из внутренних устремлений героя, которые мы можем проследить по тексту.

 

 

– Романтик, которого сыграл артист Виталий Зайцев, раскрывает его часть, влюбленную в дочку директора, – пояснила Анна Агапитова. – Карьерист (Тимофей Тихонов) жаждет выслужиться, ведь Поприщин (его исполнил Павел Митрохин) мелкий чиновник, то есть маленький человек – один из любимых героев Гоголя. Защитник (Дмитрий Лютиков) всего опасается и останавливает героя от опрометчивых поступков.

Пространство внутреннего мира Поприщина, где обитает беспокойное трио, – основная часть сцены. Сам герой большую часть спектакля находится за небольшой перегородкой справа. А когда он окончательно сходит с ума, то перемещается к своим субличностям. Декорации к спектаклю создала Ирина Железняк. На сцене – двухэтажная кровать, на первом ярусе которой шкаф с дверцами, где прячется Защитник. Романтик по большей части возлежит на кровати, а карьерист облюбовал обшарпанный письменный стол.

 

 

– Когда части Поприщина стали обретать реальные черты, появилось это фантастическое пространство, – рассказала Анна Агапитова. – Шкафчик, который покосился, какой-то непонятный стол, словом в этой комнате все такое кривенькое и старенькое, потому что уже давно сошло с ума.

Зрители же убеждаются в том, что герой потерял связь с реальностью, когда тот слышит голос собачки своей возлюбленной. А потом и вовсе похищает ее переписку с другой собакой, из которой он и узнает о том, что не мил дочке начальника.

Кстати, по словам Анны Агапитовой, музыку к спектаклю Константин Артамонов написал после того, как постановка была уже практически готова.

– Поскольку мы решили, что по жанру это будет саунд-драма, то сначала поставили спектакль целиком, не имея музыки совсем, но предполагая, что и где она должна добавлять к действию. Ведь мы как бы берем ее себе в игру. То есть музыка – еще один персонаж спектакля, который поворачивает сюжет. Поэтому когда мы получили музыку, то некоторые вещи у нас поменялись естественным образом.

 

 

– Язык Николая Васильевича Гоголя сам по себе очень мелодичен, и создавая к нему музыку, я применял так называемую монтажную технику, – рассказал Константин Артамонов. – Подбирал музыкальную тему соответственно эмоциям, которые то или иное событие в повести у меня вызывало, вдохновлялся настроением. Поэтому здесь можно услышать современную и классическую музыку, а также отголоски разных авторов. Кстати, мы впервые на иркутской сцене применили в этом спектакле квадрозвук. У нас четырехканальная фонограмма, разведенная по четырем сторонам. Таким образом, зритель попадает внутрь музыкальной партитуры спектакля, и это оказывает на него особенное воздействие. Идея была в том, чтобы само пространство звучало.

 

 

Эмоциональная музыка и сумасшедший квартет на сцене действительно оказывают на зрителя определенное воздействие. Мы наблюдаем, как постепенно усугубляется безумие героя, и вот уже его невозможно спасти. Он попадает в сумасшедший дом, а в своем воображении – в Испанию, королем которой он возомнил себя от безысходности. На героях появляются праздничные эполеты, звучит зажигательная музыка, они бросают в воздух конфетти. Особую атмосферу всему придает фантастический свет, который создал Альберт Луговской.

– Этот спектакль – про борьбу с собственными страстями. Если человек может победить устремления, которые его разрушают, тогда беды может и не случиться, – считает Анна Агапитова. – Ведь внутренние сущности героя раздирали его своими желаниями и страстями. А сами-то они не были такими уж благородными ребятами. Защитник – какой-то трусливый и хулиганистый, Романтик, когда у него появляется власть, категорически меняет отношение к возлюбленной. Карьерист изначально нечист на руку. А ведь наш герой не такой уж и маленький человек. Это не Бальзаминов со своими мелкими мечтами. Внутри себя Поприщин рассуждает блестяще гениальным гоголевским языком.