Почему за «серых» майнеров платит честный бизнес?

Честный бизнес не согласен платить за высокое потребление электроэнергии подпольными криптовалютчиками. Президиум Ассоциации Иркутского регионального объединения работодателей «Партнерство товаропроизводителей и предпринимателей» обсудил проблему серого майнинга в регионе. С какими предложениями бизнесмены планируют обратиться к губернатору, областному парламенту, депутатам Государственной думы РФ?

 

Бюджетная арифметика нелегалов

Чем так опасен «серый» майнинг и какие убытки несут не только промышленные предприятия, но и бюджетные учреждения, в своем докладе отразил Олег Причко, генеральный директор «Байкальской энергетической компании».

– Около 80% домохозяйств в регионе стабильно укладываются в потребление 370–380 кВтч в месяц. Но есть у нас особая категория, где на один дом приходится свыше 6 тыс. кВтч, причем цифры не зависят от времени года. Таких домохозяйств в 2017 году было около 6 тыс., на их долю за год пришлось 800 млн кВтч. Их число постоянно растет, в 2020 году мы насчитали таких потребителей 7919, вместе они использовали 1,2 млрд кВтч. Этот год вообще побил все рекорды. Только в первом полугодии потребителей с высокими значениями зафиксировано 14,5 тыс. В пересчете на год на их долю придется 9,5 млрд кВт/ч, – поделился статистическими данными Олег Причко.

И дело не в дефиците киловатт. Генеральный директор «Байкальской энергетической компании» заверил, что мощностей у генерирующей компании в полтора раза больше, чем текущие нагрузки. Дело в другом. За этими цифрами, по словам Олега Причко, стоят «серые» майнеры. Им достаточно заключить договор на потребление сверх льготируемых государством нагрузок в размере 15 кВтч, и они получают киловатты для своего подпольного бизнеса по тарифам для населения. Также нелегальные криптовалютчики используют другие лазейки в отечественном законодательстве.

– Нигде в законе нет определения майнинга, он не числится ни в одном виде экономической деятельности. Значит, этот бизнес не облагается налогом. Кроме того, у нас нет исчерпывающего перечня жилищно-коммунальных услуг, которые бы ограничивали объемы потребления населением. Поэтому «серые» майнеры могут позволить себе в месяц использовать по 600 тыс. кВтч, – сказал Олег Прично. – Например, в Плишкино один такой криптовалютчик потребляет четверть электроэнергии всего поселка, в границах которого находится 500 дворов. И в два раза больше, чем исправительная колония, хотя на ее территории расположено 13 производственных объектов.

Пока «серые» майнеры безнаказанно уходят от налогов, набивают свои карманы прибылью, за их сверхпотребление электроэнергии платит честный бизнес. Такое возможно по действующему правилу перекрестного субсидирования.

– Субъекты естественных монополий действуют в границах, определенных государством. Контроль за поставщиками энергоресурсов осуществляет Федеральная антимонопольная служба, – объясняет Олег Причко. – Перекрестное субсидирование – это, по сути, перераспределение платежа, когда бизнес платит за некоторые категории потребителей. Мы в конечном итоге ничего не теряем: сколько электроэнергии поставили, такую оплату по утвержденным тарифам получили. Ущерб несут те, кто работает по закону и исправно платит налоги.

Речь идет не только о крупных предприятиях. Тариф для населения субсидируется в том числе бюджетными учреждениями (школами, больницами, детскими садами и т.д.). Только на субсидирование майнеров ими ежегодно уходило 80–90 млн рублей бюджетных средств. Кроме того, от промышленных потребителей бюджетная система могла бы получить ежегодно на 140 млн рублей налогов больше с отменой нелегального майнинга. Эти средства можно было бы направить на реализацию социальных программ.

Энергетики предлагают пойти по примеру Республики Крым, где три года назад установили градацию, отделив обычных потребителей от тех, кто злоупотребляет высокими объемами.

– Если в нашем регионе будет использован этот опыт, то он коснется исключительно «серых» майнеров. Обычные граждане, кто живет в своем доме и пользуется зимой электрообогревом, не пострадают. Градация будет предусматривать не менее 12000 кВтч на один дом, – подчеркнул Олег Причко.

 

Время устранить лазейки в законе

Озвученные цифры вызывают обеспокоенность у бизнес-сообщества. Президент Ассоциации Иркутского регионального объединения работодателей «Партнерство товаропроизводителей и предпринимателей» Николай Мельник напомнил, что практика перекрестного субсидирования существует в области давно, в целом по ней не было особых замечаний.

– По нашим данным, бизнес в рамках перекрестного субсидирования платил 5,7 млрд рублей. С многократным увеличением по потребляемой электроэнергии сумма увеличится где-то на 3 млрд рублей. И это несмотря на то, что в Иркутской области низкий тариф в стране. Проблему с «серым» майнингом надо решать. Вопрос в том, какой верхний порог определить, чтобы не ущемить в правах население и компенсировать издержки, – отметил Николай Мельник.

Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Приангарье Андрей Лабыгин акцентировал внимание, что нелегальные майнеры не платят налоги.

– Необходимо ставить вопрос о том, чтобы регламентировать данный вид деятельности. Но это тема федеральной повестки. Поэтому надо подключать наших депутатов, избранных в Госдуму от Иркутской области, чтобы устранять лазейки в законодательстве. Важно, чтобы от вводимых ограничений не пострадало население. Ни для кого не секрет, что сегодня есть такая категория, как самозанятые, когда люди ведут свой бизнес на дому, – пекут хлеб, шьют одежду, делают сыр и т.д., – сказал Андрей Лабыгин.

Его поддержал многолетний депутат областного парламента Геннадий Нестерович, подчеркнув, что далеко не все население укладывается в норматив 15 кВтч. Многие превышают этот лимит, но по другим объективным причинам:

– Раньше машина дров стоила три-четыре тысячи рублей. Сегодня, например, в Слюдянском районе нужно уже отдать 14 тыс. рублей. Поэтому многие из экономии переходят на электрообогрев, – добавил Геннадий Нестерович.

Директор Иркутского филиала СО РАН, академик Игорь Бычков сказал, что от действий криптовалютчиков страдает и наука:

– Майнинг – это прибыльный бизнес. Но он наносит урон не только энергетике. Надо признать, что огромный рост стоимости на вычислительную технику произошел из-за нелегальных майнеров. Исследовательские институты, кто занимается научными проектами, сегодня несут огромный ущерб в этом направлении. Поэтому ученые тоже поддерживают инициативу по наведению порядка в этой сфере.

Президент Ангарского некоммерческого партнерства «Промышленников и Предпринимателей» Владимир Котоманов призвал обратить внимание на пустующие производственные цеха, которые сегодня свободно используются криптовалютчиками.

С бизнес-сообществом солидарен и губернатор Игорь Кобзев. Буквально на днях он направил письмо вице-премьеру России Александру Новаку с предложением установить повышенные тарифы для тех, кто добывает криптовалюту, используя большое количество электричества. Также глава региона выступает за то, чтобы законодательно закрепить майнинг как вид предпринимательской деятельности, что позволит исключить потребление майнерами энергии по тарифам для населения.