29.09.2021 07:11
Рубрики
Спорт
Фото
автора
Фото:
автора
29.09.2021 07:11

В борьбе со стихией

Самому старшему участнику регаты 84 года

В акватории Иркутского водохранилища прошла заключительная и самая масштабная парусная регата года – «Бархатная осень». В четырех гонках соревновались около 30 яхт разных классов. Среди финалистов оказалась яхта самого старшего участника – Артура Ивановича Франго.

Погода предстала перед участниками во всем разнообразии: был и штиль, и сильный ветер, и дождь. На борьбу с водной стихией отважились как новички, так и опытные яхтсмены. 84-летний Артур Иванович Франго – капитан яхты «Сцилла», которую построил сам около 20 лет назад. Его двухмачтовое судно – настоящая легенда. «Сцилла» в строю с 2004 года, она прошла через многое: яркие победы, обидные поражения, а однажды даже крушение. 16 лет назад на «Бархатной осени» из-за внезапного порывистого ветра яхта перевернулась вверх килем и ушла на 25-метровую глубину. Обошлось без пострадавших. Подняв со дна, Франго не пустил ее в утиль, а модернизировал, сделал максимально устойчивой.

«Сцилла» – не единственное детище капитана. Первое судно собственной постройки он спустил на воду в 1972 году. Жил тогда в Москве, работал мультипликатором на центральном телевидении. А между тем строил катамаран, мечтая отправиться в большое путешествие. Мастерил первое судно по инструкции журнала «Катера и яхты».

 

 

– Были моменты, о которых даже смешно вспоминать. Читаю в инструкции: шпация 600 мм. Упорно ищу деталь с таким названием. Долго искал, пока не догадался, что шпация – это не деталь, а расстояние между перегородками, – говорит Франго.

Трудился над катамараном в очень стесненных условиях.

– Я снимал комнатенку в квартире. Мои апартаменты – это 6 метров 10 см. Длина корпуса катамарана по чертежу – шесть метров. Я в этой комнатке один корпус сделал – подвесил к потолку, второй корпус вытащил на улицу через окно. И тут на меня сразу донос в милицию. Соседи нажаловались, что я строю яхты и лодки в спекулятивных целях. Время такое было. После визита милиционера я нанял машину и уехал в Подмосковье. Там и достроил катамаран, – продолжает капитан.

Сооружал катамаран из дерева и фанеры. Материалы найти было непросто, особенная редкость – смола, ее использовал для склейки.

 

 

– Выручали мастерские на центральном телевидении, где работал. Там чего только не было! – вспоминает он.

Достроив катамаран, Артур Иванович с небольшой командой отправился в грандиозное путешествие – от Питера до Белого моря и обратно. В пути пробыли 72 дня. Этот опыт Франго называет самой безрассудной авантюрой в его жизни.

– Не имея карт, путеводителей, без всякого представления о мореплавании я пошел на Белое море. Конечно, все это было за гранью разумного. Дно начало течь. Заклеивал обычным пластилином. Условия были спартанские, но по молодости вроде ничего. Потом чудом убереглись от серьезных столкновений с большими суднами, проскочили мимо огромных барж, – говорит капитан.

В Иркутск из Москвы Франго переехал почти 50 лет назад. По приглашению приятеля режиссера прибыл сначала, чтобы помочь установить оборудование для мультипликации.

– Я планировал сделать работу и уехать обратно в Москву, но когда увидел Байкал, решил переехать. Без сомнений. Я долгое время искал место, где не будет жестких пограничных режимов, можно строить яхты, жить ближе к воде, – рассуждает яхтсмен.

 

 

Артур Иванович считает, что тяга к яхтам, морю, путешествиям ему передалась по наследству. Его прадед грек был лоцманом на судах Средиземного и Эгейского морей. Потом женился на русской девушке, остался в России. Фамилия прадеда Франгопуло, внуку досталась в укороченном виде. К морю страсть была и у отца Артура Франго. Кстати, по профессии он кинематографист. В студенчестве занимался байдарками, построил вместе с однокурсниками яхту «Полундра» в 1940 году.

Участники регаты «Бархатная осень» финишировали в воскресенье, 26 сентября. «Сцилла» Артура Франго пришла второй среди двухмачтовых яхт.