Магистраль женской судьбы

«Мы все прекрасно понимаем, что без БАМа Сибирь, Иркутская область были бы совершенно иными. Магистраль дала огромный толчок к развитию. И сегодня это важнейшая транспортная артерия, а все, кто строил БАМ, – настоящие герои, их подвиг нельзя забывать», – сказал губернатор Игорь Кобзев. С этими героями мы знакомим вас в специальном проекте «БАМ – стройка века».

Создавали БАМ не только строители, но и учителя, врачи, продавцы, парикмахеры – все жители региона были причастны к стройке века и своим ежедневным трудом обеспечивали условия для появления в тайге железнодорожной магистрали.

 

Лучший отрезок жизни

В 1970-е годы Галина Шеленок была молодым специалистом и работала учителем в иркутской школе.

 

 

– В то время у молодежи популярно было поехать «на севера», так я попала в Усть-Кут, где учителей не хватало, – вспоминает она.

В 1974 году началась стройка века, и преподаватель биологии Галина Александровна вместе со школьниками встречала команды прибывающих со всей страны в Усть-Кут строителей БАМа. В их рядах оказался инструктор по спорту ангарчанин Геннадий Георгиевич Шеленок, который в дальнейшем стал ее супругом. С мужем они переехали в Улькан, там он работал бригадиром на просеке, потом на пилораме.

– Считалось, что это лучший поселок на БАМе, чистый, красивый, его часто показывали по телевидению, потому что при строительстве бережно относились к деревьям, лес вырубали только там, где будет стоять дом. Молодежь была совестливая и берегла все вокруг, – продолжает наша героиня. – А как мы отдыхали! У нас поначалу была только одна отсыпанная улица, ее называли Бродвей. Парочки гуляли по ней туда-сюда, в накомарниках, держась за руки. На Азербайджанской улице был летний кинотеатр, клуб не построили еще. С наступлением темноты фильм садились смотреть в полушубках, чтобы не замерзнуть. На этой же улице была Крымчанка – так называли площадку для танцев. Молодые парни жили в вагончиках, мы с мужем – в щитовом доме. Мебели не было: стол сделали из двери, сиденья – из чурок.

Учительский стаж отличника просвещения Галины Александровны Шеленок – 47 лет, из них 40 она отработала в Ульканской школе. С ребятами регулярно выезжали на природу, отдыхали, очищали лес после пожаров, высаживали деревья на просеках. Муж всегда помогал в работе со школьниками. А 20 лет назад его не стало.

Обе дочери уехали в Иркутск, одна из них стала учителем, другая – биологом-экологом. В 2013 году Галина Александровна переехала к ним. Ведет активную общественную работу – участвует в ветеранском движении бамовцев, встречается со школьниками и рассказывает им про БАМ.

– Мы там больше видели, чем здесь. Этот отрезок жизни запомнился как самый лучший. Было взаимопонимание, жили одним коллективом. Школа была новая, проводили субботники, организовывали вечера, концерты. Строители после работы приходили нам помогать. Мои дети меня укоряют, что мало времени им посвятила, зато ученики всегда при мне – поздравляют, регулярно звонят, приезжают, и я к ним езжу. Многие из учеников остались жить в Улькане, – улыбается она.

 

Курский соловей

Нина Литвин прилетела на БАМ из Курской области 15 июня 1976 года, а 16 июля уже работала поваром. Собиралась на два с половиной года, а прожила там 42. Она – ветеран труда, ударник коммунистического труда, имеет медаль за строительство БАМа, грамоты и благодарственные письма.

 

 

– Молодая была, шустрая. К своим 25 годам уже работала поваром пятого разряда в столовой на строящейся Курской атомной станции. Родственники приехали, позвали на БАМ: мол, заработаешь на машину и уедешь обратно. Мама отпускать меня не хотела, боялась, – вспоминает Нина Романовна.

Добиралась из Курска на самолете до Иркутска, потом до села Казачинское. Как глянула, расплакалась – деревня деревней! В Курской области домики красивые, побеленные, палисадники в каждом дворе, не такие, как в Сибири. Дальше нужно было ехать на машине, а потом через речку Киренгу на моторной лодке. Снова Нина расплакалась, не ездила никогда на моторных лодках, страшно было. Брат Николай сказал, чтоб разворачивалась и уезжала. Но тогда паром ходил, добралась на нем. Приехали в Магистральный. Палатки уже не застала, жили все в вагончиках. Была уже и столовая построена, и клуб, и школа. Брат с женой и детьми занимали полвагончика, тесновато было вместе.

 

 

– Меня взяли меня на работу сверх штата, приглянулась я заведующей, и она определила меня поваром на третьи блюда. К осени стала бригадиром поваров, перешла жить в общежитие. Стало холодать, а я привезла мало одежды, валенок у меня не было, только сапоги. Однажды шла по слякоти домой с работы и так в грязи завязла, что не могла вытащить ноги. Вытащила один сапог, а второй остался там, на дороге. Дальше шла босиком, неся в руках один сапог. Потом брат Николай принес мне второй, – улыбается Нина Романовна.

Вскоре познакомилась с будущим мужем – он работал водителем, приехал с отцом на БАМ из Комсомольска-на-Амуре. Поженились, родили двоих детей.

– Работала много: с пяти утра и до восьми вечера. Кормили по 200 человек в день – первые, вторые, третьи блюда, много выпечки. Кормили всех, кто приезжал с концертами, – музыкантов, артистов, деятелей культуры и искусства, – рассказывает она.

Успевала все: была поваром-бригадиром, завпроизводством, наставником поваров, несла нагрузку председателя месткома в столовой, а еще с семейными заботами справлялась и посещала хоровую студию – 15 лет проходила на хор. «Я ж курский соловей», – шутит пенсионерка.

После школы дети уехали в Иркутск, обзавелись семьями. Муж умер 16 лет назад. В 2018 году Нина Романовна переехала к детям и помогает воспитывать внуков. Три года выступает в хоровой студии «Любимовка» в Иркутске.

– Такой жизни у нас уже нет – мы были веселые, наши, общепитовские, особенно дружны. Ездила в Магистральный на 45-летие БАМа. И по сей день мы помогаем друг другу, откликаемся на каждый зов, – признается наша героиня.