Когда мошенники на связи

Телефонное мошенничество в России достигло масштабов национального бедствия. Злоумышленники звонят под видом сотрудников банков, полиции, медиков, соцработников. Они втираются в доверие к гражданам и заставляют переводить огромные суммы денег на якобы безопасные счета. Поймать их очень сложно, зачастую аферисты работают с подставными номерами.

 

До 7 тыс. звонков в сутки

Ежегодно всемирный экономический форум в Давосе публикует глобальную карту рисков для мира, в которой кибератаки включены в число наиболее серьезных угроз наряду с изменениями климата. Ежедневно телефонные мошенники в России совершают около 100 тыс. звонков, своей цели они достигают в случае 1%. Казалось бы, это так мало. Но речь идет про одну тысячу пострадавших, которыми могут оказаться ветераны, инвалиды, одинокие родители или многодетные семьи. Как не стать жертвой обмана и уберечь свои деньги от охотников поживиться за чужой счет? Об этом говорили участники круглого стола «Кибербезопасность-2021. Вопросы финансовой грамотности и защиты граждан от мошенничества», организованного УВД Иркутской области совместно с банками, работающими в регионе.

– Наиболее остро проблема киберпреступлений в Иркутской области встала в 2016 году, когда было зарегистрировано 2659 случаев, а размер ущерба составил 59 млн рублей. За последнее время число хищений увеличилось. По итогам 2020 года это уже 8,5 тыс. преступлений и 490 млн рублей ущерба соответственно. В этом году только один гражданин пострадал от мошенников на сумму 5,8 млн рублей, – сообщил Александр Полежаев, замначальника полиции по оперативной работе ГУ МВД России по Иркутской области.

Большая часть преступлений сегодня совершается телефонными мошенниками. Зачастую «звонари» базируются в псевдо call-центрах. В одной смене занято примерно 20 человек, которые в сутки способны совершать до 7 тыс. звонков. Такой информацией на круглом столе поделились спикеры:

– Фантазия мошенников по придумываю схем обмана и краж не иссякает. Под разными предлогами они убеждают граждан осуществить перевод. И люди ведутся на их уговоры. Очевидно, что мошенниками являются молодые люди, которые неплохо владеют IP-технологиями и программированием, но самое главное – они отличные психологи и мастерски манипулируют людьми.

По словам представителей правоохранительных органов, поймать и привлечь к ответственности телефонных мошенников сложно из-за IP-телефонии, в которой отсутствует идентификация абонента, деятельность виртуальных операторов никем не отслеживается. Кроме того, сфера интернет-связи не регулируется никакими нормативно-правовыми актами.

 

Что защитит от кибератак?

Как противостоять телефонным мошенникам? Участники круглого стола поделились опытом борьбы со злоумышленниками. Например, в Банке России действует центр мониторинга и компьютерного реагирования на атаки в финансовой сфере.

– В центре вырабатываются рекомендации, которые позволяют сократить количество кибератак. В 2020 году было заблокировано 86 тыс. телефонных номеров, что в два раза больше, чем годом ранее, – сообщил Константин Ермолаев, и.о. управляющего Отделением Иркутск Сибирского ГУ Банка России.

Сбербанк использует искусственный интеллект, который за одну десятую секунды анализирует тысячи параметров по каждой транзакции. Так выявляются и пресекаются сомнительные переводы.

– Обнаруживать различные финансовые аномалии нам помогает антифрод-платформа. Искусственный интеллект, используя набор параметров, оценивает, насколько проводимый платеж характерен для данного клиента, надежен ли счет, куда должны поступить средства, – объясняет заместитель председателя Байкальского банка Сбербанка Дмитрий Жоров. – Для увеличения максимальной защиты наших клиентов в прошлом году банк договорился о сотрудничестве с крупными операторами сотовой связи по обмену данными в режиме онлайн.  

 

Бдительные сотрудники банков

Пользователи СберБанк Онлайн могут формировать свои личные меры защиты. Например, изменить суточный лимит на платежи и переводы, скрыть видимость своих карт и счетов в приложении, настроить подтверждение входа в веб-версию приложения.

Бдительность сотрудников банка – еще один надежный помощник в борьбе с мошенниками. В Тулуне Ксения Лысоконь, старший клиентский менеджер, предотвратила преступление на 850 тыс. рублей в отношении 84-летней женщины. Сотрудник банка вовремя вмешалась в телефонный разговор, когда мошенники старательно пытались убедить пожилую женщину перевести средства на безопасный счет.

Сохранить деньги клиенту помогла и менеджер банка по сделкам с недвижимостью Мария Ермолина. Мошенники воспользовались тем, что клиентка оказалась в чужом городе одна с маленьким ребенком на руках. В растерянности женщина чуть было не совершила опрометчивый шаг. К счастью, Мария Ермолина помогла ей вовремя разоблачить аферистов. И таких примеров в работе Сбера, когда бдительность сотрудников банка спасала личные сбережения клиентов от мошеннических атак, много.

 

Учебная карта

Участники круглого стола сошлись во мнении, что достичь высоких результатов в борьбе с мошенниками возможно только повышением финансовой грамотности.

– За последние два года в печатных СМИ, по телевидению и в интернете было размещено 4,5 тыс. информационных материалов по данной теме. Героями сюжетов становятся и пострадавшие, и реальные преступники. Их горький опыт послужит хорошим уроком для многих граждан. Также мы разработали учебную банковскую карту, которая полностью имитирует обычную дебетовую (кредитную) карту гражданина. На ней указано, какие данные можно озвучивать, а что является конфиденциальной информацией. Уже выпущено 2 тысячи экземпляров учебной карты, – сказал Павел Герасимов, начальник управления экономической безопасности ГУ МВД России по Иркутской области.

Дмитрий Жоров обратил внимание, что все большую популярность набирают дипфейки, направленные на создание фальшивых видео. На экране эта технология заставляет человека говорить то, чего он не произносил, и делать то, чего он никогда не делал. Распознать подделку бывает очень сложно.

На своем сайте в разделе «Ваша безопасность» Сбербанк для просвещения граждан публикует примеры наиболее распространенных схемы обмана, в мобильном приложении «Сбербанк Онлайн» есть и обучающий раздел «Не дайте себя обмануть», и информационный канал «Осторожно, мошенники!», где постоянно появляется новая информация об очередных мошеннических уловках с советами, как их распознавать.

 

Инфографика: моифинансы.рф