Битва за тайгу

Ситуация с лесными пожарами в Приангарье стабилизирована. Для дальнейшей борьбы с возгораниями в северных территориях области планируется создать четыре авиаотделения. Об этом во время прямого эфира заявил министр лесного комплекса региона Владимир Читоркин. Вместе с ним на поступившие вопросы ответили заместитель начальника ГУ МЧС России по Иркутской области Роман Пешков и мэр Катангского района Сергей Чонский.

 

Пожаров стало меньше

Площадь лесных пожаров в Иркутской области сократилась. С начала пожароопасного сезона зарегистрировано 539 случаев возгорания, что на 353 меньше, чем в 2020 году за указанный период.

Основная часть возгораний находится в Катангском районе, где, по словам Владимир Читоркина, на ситуацию серьезно повлияла июльская жара и отсутствие осадков. В настоящее время обстановка там под контролем, подчеркнул министр.

По словам участников прямого эфира, пожары на севере области тушат свыше 400 представителей «лесного спецназа» – пожарные-десантники. Также задействовано более 130 работников лесопожарных станций, 16 единиц наземной техники. К борьбе с огнем был подключен самолет Ил-76 Министерства обороны РФ.

На вопрос: «Почему нельзя привлечь больше авиации?», Владимир Читоркин ответил:

– Для тушения лесных пожаров при помощи самолетов и вертолетов необходимы специализированные аэропорты, такие, как, например, в Братске. Сегодня там находятся три вертолета Ми-8. Им легче работать на пожарах из-за близ находящегося водоема и аэропорта. В северных территориях аэропортов нет.

Ответ министра дополнил Роман Пешков, по его словам, у любой летной техники есть определенный запас топлива, которого должно хватить на подлет, тушение и возвращение на базу. Так, у Ил-76 запаса топлива может хватить на 1000 км, он может делать только два-три сброса воды. За один сброс он выливает в место лесного пожара 42 тонны воды. На заправку и обратный полет к очагу ему нужно примерно 4–5 часов. Это неэффективно, потому что проходит много времени между сбросами, пожар успевает снова разгораться. У Бе-200 топлива хватает на 200–300 км. Для заправки самолету-амфибии нужен водоем, где глубина будет не менее 10 м на протяженности более 10 км, а и ширина водоема – 1 км.

– Не все водоемы в области подходят для этих целей. Если в Иркутском, Братском, Усть-Илимском водохранилищах самолет может заправиться спокойно, то в Киренском и Качугском районах это будет сложно сделать, – отметил Роман Пешков.

 

Лес восстановят

За семь месяцев этого года объем незаконных рубок по сравнению с тем же периодом прошлого года сократился на 59% и составил 104,9 тыс. кубических метров. Количество незаконных рубок снижено на 48%, предполагаемый причиненный ущерб – на 42%.

Снижение происходит на фоне расширения зоны космомониторинга лесов. В 2020/2021 году его площадь, по сравнению предыдущими годами, увеличена на 30% – с 33 до 43 млн га. Площадь непрерывного мониторинга расширена с 5 до 13,9 млн га. Увеличилось и количество профилактических мероприятий. В этой работе активно задействованы исполнительные органы государственной власти, органы местного самоуправления, силовики.

«А как обстоят дела с поджигателями леса? Удалось кого-то привлечь к ответственности?» – поинтересовались подписчики в прямом эфире.

– Возбуждено шесть уголовных дел. По двум из них уже вынесены решения по факту лесных пожаров в Иркутском и Братском районах. Одно уголовное дело находится на рассмотрении в Шелеховском районе. В этом году органами государственного пожарного надзора было составлено 454 протокола об административном правонарушении. В эту работу активно вовлечены все главы муниципальных образований, – проинформировал Роман Пешков.

 

 

Также жителей волнует вопрос: «Будет ли проведено лесовосстановление в местах, пострадавших от пожара?»

– Пожар в лесу не всегда означает 100%-ную гибель деревьев. Низовой пожар, в отличие от верхового, зачастую не ведет к утрате насаждений. До 1 октября этого года в регионе определят сгоревшую лесоплощадь и фактическое состояние лесных насаждений. Зимой будет произведена расчистка, весной-летом начнем высаживать новые деревья на месте погибших, – сообщил Владимир Читоркин.

 

Для усиления контроля

Еще один вопрос касался участия муниципальной власти в тушении пожаров: «Главы населенных пунктов что-то делают для предотвращения огня?»

– Мы ведем работу с населением, информируем, – сказал Сергей Чонский. – Лесной фонд – природно-хозяйственный объект, который находится в федеральной собственности, поэтому при его тушении могут применяться только федеральные и региональные силы. Те пожары, что подходили к жилью ближе, чем на пять километров, мы брали под контроль. Действуем скоординировано вместе с МЧС и центром управления регионом.

Следующий вопрос касался владельцев участков: «Лесные арендаторы как-то реагируют на тушение огня или ждут подмоги?»

– Арендаторы должны принимать участие в борьбе с лесными пожарами. На деле не всегда все понимают свою меру ответственности, поэтому приходилось принимать меры реагирования, чтобы все арендаторы исполняли свои обязанности. Итоги этой работы будут подведены в середине сентября. В Братском районе пройдет совещание с лесозаготовителями, где мы обязательно обсудим эту тему. Хотел бы отметить, что введение режима ЧС, когда автоматически вводится запрет на заготовку древесины, это очень действенная мера, которая призвана повысить деятельность арендатора в случае пожароопасных ситуаций, – пояснил министр.

Владимир Читоркин проинформировал также, что в министерстве по поручению губернатора идет активное обсуждение вариантов повышения эффективности системы лесного комплекса. Кроме того, для усиления лесопожарной охраны в северных территориях Приангарья планируется создать четыре авиаотделения.

– Они могут появиться в Бодайбинском, Мамско-Чуйском районах. А также в селах Катангского района – в Ербогачене и Преображенке, – уточнил глава лесного ведомства.

Роман Пешков, в свою очередь, поднял вопрос о проведении плановых отжогов и их эффективности. Эти мероприятия проходят под контролем специалистов и имеют определенный эффект. В этом году, по сравнению с прошедшим периодом, благодаря проведению отжогов количество пожаров в некоторых районах было значительно снижено.

 

Хорошая новость

24 млрд на защиту лесов

По поручению президента России Владимира Путина субъектам страны выделят 24 млрд рублей на защиту лесов и борьбу с пожарами.

 

 

Министр лесного комплекса Иркутской области Владимир Читоркин сообщил, что уже подготовлены расчеты необходимых сил и средств:

– 24 миллиарда – это беспрецедентная сумма. Уверен, что до нас, как до одного из двух самых лесных регионов, дойдет значительная часть этих денег. Постараемся максимально эффективно их использовать.

 

Фото с сайта ФБУ «Авиалесоохрана»