Дети за рулем

Количество ДТП с детьми-водителями мототранспорта в этом году снизилось – с 14 до девяти. К счастью, погибших не было, 10 подростков пострадали (за семь месяцев 2020 года – 17). Но ситуация на дорогах с несовершеннолетними участниками дорожного движения остается напряженной, сказывается появление новых транспортных средств, таких как квадроциклы, электросамокаты и т.д.

ДТП по вине ребенка

Газета «Областная» в течение лета проводит прямые эфиры в инстаграм с участием инспекторов по пропаганде управлений ГИБДД, на которых обсуждаются вопросы безопасности дорожного движения. Особое внимание уделяется ситуации с детьми-пассажирами и детьми-водителями на дорогах.

– Среди пострадавших в ДТП довольно много детей-пассажиров, – сообщила инспектор по пропаганде БДД УГИБДД ГУ МВД по Иркутской области Кристина Колесниченко. – Это говорит о том, что взрослые плохо обеспечивают безопасность своим детям. Не усаживают их в специальные автомобильные кресла, не пристегивают ремнями безопасности. Вызывают обеспокоенность несовершеннолетние водители как мототранспорта, так и автомобилей. Нередко из-за халатности родителей подростки берут ключи и садятся за руль.

Например, в Усть-Кутском районе в мае этого года 16-летний парень без водительских прав управлял машиной, взяв ключи без разрешения. Причем он был в состоянии алкогольного опьянения. Не имея навыков вождения, молодой человек съехал в кювет, пострадал и сам, и его пассажирка.

– Приобретая ребенку транспортное средство, позаботьтесь о его безопасности, – обращается к родителям Кристина Колесниченко. – Не допускайте выезд на проезжую часть. По закону выезд на дорогу на велосипеде разрешен с 14 лет, на мототранспорте – с 16 лет. Подростка нужно хорошо подготовить, чтобы он знал правила дорожного движения, а также приобрести соответствующую экипировку для безопасности.

Сбил и бросил на дороге

Инспекторы ГИБДД напоминают, что для управления мотосредством мощностью свыше 50 лошадиных сил необходимы водительские права категории «М», которые можно получить с 16 лет. Если мотоцикл, мопед или квадроцикл объемом более 125 куб. см, то нужны документы категории «А», которые выдаются при достижении 18 лет.

Екатерина Лесничная, инспектор по пропаганде БДД ГИБДД МО МВД «Тулунский» обратила внимание на то, что многие считают – сотрудник автоинспекции не имеет права преследовать мотоциклиста, если тот несовершеннолетний и без шлема:

– Это неправда. Сотрудники ГИБДД обязаны пресечь любое правонарушение. В нашем районе в этом году было выявлено 14 правонарушений по управлению транспортным средством несовершеннолетними. Родители, не задумываясь, покупают детям мотоциклы. А ведь это небезопасно как для ребенка, так и для окружающих. Так, в прошлом году 15-летний подросток, управляя мотоциклом, наехал на мужчину. В результате аварии пострадавший получил массу травм, переломы. Несовершеннолетний тоже получил ранения, тем не менее быстро сел на мотоцикл и уехал с места ДТП, оставив раненого мужчину на дороге истекать кровью. Но от ответственности он не ушел – нарушителя нашли довольно быстро.

11 августа в городе Зима сотрудники ГИБДД задержали 16-летнего водителя мопеда «Стелс» без прав. Нарушитель привлечен к административной ответственности, а в отношении его мамы составлен протокол за неисполнение родителями обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних. Еще один случай – в городе Усть-Илимске 13-летний подросток, управляя мопедом «Минск», на одном из перекрестков столкнулся с автомобилем «Тойота Аллекс».В результате ДТП водитель мопеда и его 15-летний пассажир получили серьезные травмы и были госпитализированы. В момент аварии они были без мотошлемов. Мопед подростку подарили родители. В отношении отца ребенка возбуждено административное дело (штраф до 30 тыс. рублей).

Опасный подарок

Все чаще родители покупают детские квадроциклы на бензиновом двигателе. За рулем можно увидеть совсем ребенка лет 6–8, при этом скорость, казалось бы, маломощного транспортного средства развивается приличная. Взрослые разрешают ездить во дворах, но и в этих местах есть машины и пешеходы, с которыми может столкнуться ребенок за рулем.

Еще одно новшество последних лет – электросамокаты, которые в зависимости от мощности способны развивать скорость до 35-40 км в час. В Иркутске появился также прокат этих транспортных средств – кикшеринг. Правда, мест для катания особо нет. Некоторые водители электросамокатов, в том числе дети, выезжают на проезжую часть, создавая аварийные ситуации.

В ГИБДД нет отдельной статистики по электросамокатам. Инспекторы отмечают, что на законодательном уровне только прорабатываются правила передвижения на данном средстве индивидуальной мобильности. Пока же водители электросамокатов приравниваются к пешеходам, как и велосипедисты.

– Покупая электросамокат, родителям нужно посмотреть его характеристики, – советует старший инспектор по пропаганде БДД МУ МВД России «Иркутское» Иван Добровольский. – Если мощность двигателя больше 550 Вт, это уже не самокат, а мопед. Чтобы им управлять, нужно водительское удостоверение категории «М». Кроме того, родители должны быть уверены, что их несовершеннолетний ребенок будет двигаться на электросамокате, соблюдая правила безопасности, не выезжая на проезжую часть и не гоняя по тротуарам.

С начала учебного года сотрудники Управления ГИБДД по Иркутской области планируют провести ряд мероприятий в школах по безопасности движения по городу в качестве пешеходов, на электросамокатах, велосипедах, мототранспорте.