Белоусово – территория любви

Белоусовское муниципальное образование Качугского района насчитывает десять населенных пунктов. В последние годы эти старинные верхнеленские деревни облюбовали на жительство горожане, которые каждый год приезжают на лето, а после остаются навсегда. Секрет притягательности здешних мест попытались узнать корреспонденты «Областной».

Местная старина

Дорога в Белоусово лежит вдоль берегов Лены, мимо знаменитых Шишкинских писаниц. За старым Верхоленском берега реки соединяет понтонный мост. Начинается дождь. Но даже сквозь ненастье столетний Воскресенский собор в Верхоленске выглядит монументально и величественно.

Верхнеленские деревни с их древними избами, поскотинами, амбарами из круглого бревна как будто сошли с картин талантливого русского художника Владимира Жданова. Миновавшие столетия словно бы и не тронули сельский уклад. Но приметы времени видны – в прадедовых домах вставлены пластиковые окна, над воротами высятся «тарелки» антенн. На полях у околиц сплошь желтое на зеленом: местные фермеры хранят сено не в стогах, а в прессованном виде.

– Белоусову по архивным документам 270 лет, а Верхоленск, что в 12 километрах от нас, был основан в 1641 году. Но в этих местах проходил тракт, в деревне Магдан до сих пор сохранились верстовые столбы. Все экспедиции проходили по нашим дорогам. Казаки в этих краях фамильные заимки организовали – Белоусово, Шеметово. Поэтому не можем мы быть младше Верхоленска, – убеждена директор культурно-информационного комплекса Ольга Скорова.

В бурятском селе Магдан, как и сто лет назад, стоят аутентичные постройки – юрты, изгороди. Магданцы привыкли к обособленной жизни, живут землей, собирают дикоросы. Охотиться нельзя – вокруг территория заповедника, где всякий промысел запрещен. Еще Магдан известен уникальным Шаман-камнем, где проводят народные тайлаганы.

Старина в этих краях на каждом шагу – дома, наличники, ворота. Здесь сохранились старинные постоялые дворы. Проезжая мимо Верхоленска, можно встретить столовую для политических заключенных, о чем свидетельствует мемориальная доска.

Здесь из поколения в поколение передают историю о банде под предводительством Анны Черепановой, наводящей в 20-х годах прошлого века ужас на всю округу. Кладоискатели до сих пор ищут пещеру, где нашли свой последний приют бандиты.

Удивительные места. Тут не то что ключи, целые реки целебные текут. Такая река есть в местности Хархай. Охотники, когда в лес идут, даже таблетки с собой не берут. А еще местные рассказывают про ручей, где температура воды, что в лютый зной, что в страшную жару одинакова – два градуса.

Культурное пространство

Жители Белоусово гордятся своей историей. Двое матросов Белоусовых – Алексей Прокофьевич и Василий Степанович – служили на канонерской лодке «Кореец». Лодка совместно с крейсером «Варяг» в 1904 году (русско-японская война) участвовала в знаменитом бою у Чемульпо. Экипажи двух судов получили Георгиевские кресты. К 9 февраля 2022 года, к годовщине сражения, местные жители хотят увековечить память героев и установить на школе мемориальную доску.

Люди в Белоусовском сельском поселении в массе своей – инициативные, интересные, беспокойные. В селе Обхой живет династия сказителей Винокуровых – Шеметовых – Мухтановых. Наталья Винокурова входит в шестерку самых известных сказочниц мира.

Под руководством настоятеля отца Евгения жители Белоусово построили Иннокентьевскую церковь. При храме открыта воскресная школа. На праздники сюда приезжают верующие со всего района – говорят, место особое, намоленное.

Жители Белоусово гордятся культурно-информационным комплексом, объединяющим библиотеку и два ДК.

– Нашей Ольге Васильевне при жизни надо памятник ставить, – говорит местная жительница Тамара Мухтанова. – Она сотворила прекрасное культурное пространство.

Ольга Скорова не просто администратор. Она создала детскую театральную студию «Арлекино», кружок чтения. В ДК села Белоусово работает множество кружков, вокально-музыкальный ансамбль, театральный коллектив. В селе поют все и танцуют все – от мала до велика.

Традицией становится астрономический фестиваль «Небо и телескопы». В селе по инициативе Иркутского планетария и регионального общества любителей астрономии появился телескоп-рефлектор, приобретенный в рамках проекта «Телескопы для всех». Дети слушают научно-популярные лекции, наблюдают в телескопы Солнце, Луну, Юпитер и Сатурн.

Любитель астрономии Роман Сергеев – местный житель. Именно он с коллегами организовал просветительское мероприятие.

– Дети спрашивают, почему Марс покоряют американцы, а не россияне? Я отвечаю – вырастайте, становитесь исследователями космоса и делайте свои открытия, – улыбается Роман.

В село на жительство

В Белоусово на жительство едут горожане из Иркутска, Ангарска, Усолья. За минувшие три года в село переехало пять семей с детьми. И всем здесь находится дело. Например, Оксана Хазиева окончила в Москве Российскую академию музыки имени Гнесиных, приехала и работала в Белоусовском ДК, а потом ее переманили в Верхоленск.

– В моем доме из кедрача пять поколений предков жили, – рассказывает жительница Усть-Тальмы Татьяна Сергеева. – Дедушка был казак, красавец из Забайкалья. Дом я до сих пор белю, не штукатурю. И так легко в нем дышится.

Татьяна долгое время жила и работала в Иркутске. В родовой дом приезжала летом. А четыре года назад вернулась насовсем.

Константин Мелентьев оставил в Иркутске работу менеджера, его жена – собственную парикмахерскую.

– Таня у меня местная, я сюда приезжал летом и замирал всякий раз от здешней красоты. А потом решили переехать в Белоусово. Продали дачу и бизнес, начали тут строить дом. В городе суета, утром подскочишь в шесть, детей в сад и в школу надо, в пробке два часа простоишь. В девять вечера возвращаешься никакой. А тут жизнь размеренная, устоявшаяся. И суеты нет, – поделился своей историей Константин.

Семья завела кур и гусей. А еще Татьяна Мелентьева мечтает восстановить старинный дом деда Павла, местного кузнеца.

– Деда я не застала, но все лето у бабушки проводила. В этом старом доме до сих пор ее занавески висят, – вспоминает Татьяна.

Константин в Белоусово налаживает туризм. Своеобразность рельефа, живописные просторы, Тальминские писаницы, старина Верхоленья притягивают туристов со всего мира. На сплавы по Лене от Качуга до Верхоленска съезжаются иркутские экстремалы.

– По Верхоленску историю можно изучать, кого там только не перебывало! Бурятский Магдан как образец народного уклада интересен, местные пещеры, каньоны, – перечисляет Константин. – Планируем событийный туризм развивать, фестиваль йоги, фототуры. Cбор дикоросов можно организовать, был бы спрос! У нас есть люди, готовые взяться за туристическое направление. Кто-то открывает частный этнографический музей, кто-то держит конеферму. Мы хотим создать постоялый двор, сделаем на территории кемпинговый лагерь. Почему только на Байкале туризм надо развивать?

Тальминские писаницы

Чтобы увидеть местные красоты, отправляемся на Тальминские писаницы. В отличие от Шишкинских, эти петроглифы менее известны и оттого менее подвержены набегам вандалов.

Местность Кундулум близ реки Куленга – необычайно живописная. Горная река неукротимо закручивает стремнину воды. По ее берегам – аккуратные, точно по линейке расчерченные, напластования песчаника.

– Есть мнение, что без происков инопланетян не обошлось, – улыбается сопровождающий нас Роман Сергеев.

НЛО поработало над местными берегами или нет, но наука своего последнего слова еще не сказала. Есть предположение, что скалы – это дно моря девонского периода, плескавшего свои волны более 400 млн лет назад.

Лес по Куленге полон неизъяснимой прелести. Зеленые свечи елей, бронзовые блики на стволах, сложная геометрия листьев папоротника, мхи, лишайники. И россыпи дикой красной смородины вокруг.

Уникальными «плачущими скалами» на Куленге можно любоваться часами. Это одна из удивительных и малоизвестных достопримечательностей района. Вода не сбегает водопадом со скал, а сочится из середины каменной породы. А сквозь камень прорастают деревья, как символ жизни, которая пробьется, несмотря ни на что.

Тальминские писаницы, словно маяк, венчает одинокое дерево. Памятник открыл и исследовал профессор Алексей Окладников полвека назад. По значимости эти рисунки не уступают Шишкинским. Воображение поражает возраст рисунков – от 3–4 тыс. до 8–12 тыс. лет до нашей эры. Практически в одном и том же месте люди рисовали много раз с промежутком в несколько тысяч лет! До наших дней сохранились изображения животных, шамана, жанровые сценки. На одном из рисунков в современном прочтении можно увидеть солнце и планеты вокруг. Откуда древние люди знали о гелиоцентрической системе мира, остается только догадываться.

– Еще весной этого не было, – Роман Сергеев огорченно показывает след от выстрела. Кто-то пристреливал ружье и рассек поверхность камня. – Вандалы бесчинствуют. В отличие от Шишкинских, эти писаницы не объект федерального значения, хоть и старше Египетских пирамид. Но работа по изучению и сохранению петроглифов ведется.

Роман рассказал, что недавно местные жители столкнулись с выемкой грунта у подножия писаниц. Работу остановили и, чтобы защитить тысячелетнее достояние, установили информационный стенд.

Село с особым притяжением

Белоусово – село крепкое, ухоженное. Здесь приводят в порядок улицы, освещение, работают «Народные инициативы». Люди живут за счет подсобных хозяйств и бюджетной сферы, мужики ездят на вахты. В каждом огороде – грядки с изумрудными огурцами и огромными желтыми звездами цветущих кабачков.

В муниципалитете есть фирма по сбору дикоросов и курильского чая. Ведут свои хозяйства фермеры. Работают и лесозаготовители, но муниципалитет имеет от них лишь головную боль да разбитые дороги.

Притоку новых жителей глава Белоусовского сельского поселения Андрей Петров очень рад.

– Я за то, чтобы больше народу у нас жило. Почему к нам едут? Люди здесь отзывчивые. Школа сильная, педагоги отличные, дети легко в вузы поступают. Храм и приход у нас хорошие. Природа красивая, экология чистая, продукты настоящие и вкусные. Рыбалка и охота есть, ягоды и грибы. А самое главное, многие начинают понимать, что вырастить трудолюбивого и приспособленного к жизни ребенка можно только в деревне.

Будущее муниципалитета глава видит за развитием сельского хозяйства и туризма. Нужны и новые объекты. Например, мост. В период распутицы транспортное сообщение Верхоленск – Магдан, более десяти сел, встает – понтонный мост не выдерживает. И инвесторы в эти края не спешат из-за отсутствия переправы. Еще Белоусово нужен ФАП. Учителей не хватает, по программе «Земский учитель» школа готова принять логопеда.

Про жителей Белоусово хочется сказать – счастливы как жаворонки. Настолько хорошие и светлые у них лица.Объяснить притяжение здешних мест невозможно. Здесь нужно просто жить и обустраивать бытие, как это делают местные жители.

– Наше Белоусово – особая территория, – говорит Ольга Скорова. – Потому что мы создаем пространство любви и наполняем его любовью.