Нерест омуля затруднен

Из-за высокого уровня воды в Байкале

Многоводье Байкала в этом году может негативно сказаться на нересте омуля. Как отмечают специалисты, высокий уровень озера приведет к тому, что эндемик просто не доберется до своих обычных нерестилищ с благоприятными условиями для выживаемости икры и молоди.

С 1 августа на водоемах Байкальского региона начался нерест омуля. Как рассказал начальник отдела государственного контроля охраны водных биоресурсов и среды их обитания Ангаро-Байкальского территориального управления Росрыболовства Александр Ежов, миграция байкальского эндемика к местам икрометания началась с участка на озере в Кабанском районе. С 15 августа омуль пошел на нерест в Посольском и Истокском сорах, реке Селенга, а также в бассейне реки Баргузин, а с 20 августа – на реках Верхняя Ангара и Кичера Северобайкальского района.

– Нерест продолжится до конца октября, по реке Селенга – до 15 ноября, – добавил Александр Ежов. – В этот период запрещен любой вылов омуля, в том числе и для коренных малочисленных народов. Подготовительные мероприятия к нересту начались с июня. Они касались охраны нагульного омуля, когда он выходит на мелководье. Были выставлены охранные посты, использовались также беспилотные летательные аппараты. Запись ведется днем и ночью в режиме реального времени. Поэтому у нас сразу есть документальное подтверждение нарушения. Остается только задержать браконьера и направить материалы для возбуждения уголовного дела по 256-й статье.

По данным на 12 августа, уже три материала по факту незаконного вылова омуля в нерестовый период переданы в правоохранительные органы для возбуждения уголовных дел.По одному предъявляется ущерб на 80 тыс. рублей, по второму – на 180 тыс. рублей, по третьему – на 218 тыс. рублей. Александр Ежов напомнил, что в нерестовый период один выловленный экземпляр омуля оценивается в 7,2 тыс. рублей. И даже за один хвост грозит не только штраф и обязательное возмещение ущерба, но и реальный срок. А в прошлом году были, например, дела, по которым суд приговорил нарушителей к 2,5 годам исправительных работ.

– Мы готовы единовременно выставить 25 рыбоохранных постов, которые обеспечены всем необходимым для поимки браконьеров, – продолжил Александр Ежов. – Будем привлекать инспекторов Росрыболовства из Иркутской области и Забайкальского края. Есть проходимая техника, катера с мощными моторами. Около 80 инспекторов будут дежурить на нерестовых водоемах плюс силовики. Закроем все лазейки для браконьерства – русла и протоки. Полиция также выявляет нерестовый омуль в точках продажи, возбуждаются уголовные дела.

Однако в этом году из-за высокого уровня Байкала нерестовая миграция омуля может изрядно осложниться. Александр Ежов заявил, что эндемику тяжело передвигаться по многоводью:

– Когда вода большая и выходит из берегов, то по течению несет мусор, ветки. Против такой воды омуль идет очень плохо. В результате он может не дойти до своих нерестилищ, в частности в верховьях реки Селенги в Монголии, где рыбу не добывают, и омуль спокойно откладывает икру и возвращается обратно. Есть опасения, что байкальский эндемик остановится в пределах прибрежных районов и отнерестится там. Выживаемость икры, личинок и мальков в этих местах гораздо ниже.

По мнению Александра Ежова, необходимо еще увеличить сбросы воды на Иркутской ГЭС, чтобы снизить уровень Байкала и на его притоках. Тогда нерест омуля пройдет лучше. Но такой подход увеличивает риск подтопления ряда населенных пунктов. Именно по этой причине 11 августа было принято решение вернуться к прежнему режиму работы Иркутской ГЭС. Это позволило стабилизировать паводковую ситуацию на реке Иркут. Однако уже на следующий день сброс на гидроузле был увеличен на 200 куб. м – до 3300 куб. м в секунду. Изменения объема сбрасываемой воды контролирует Енисейское бассейновое водное управление.