Качугские хранители сказок

Более 300 лет в этой семье хранят и собирают русские сказки. Жительница села Обхой Качугского района Тамара Мухтанова – представитель старейшей династии сказителей. Ее прабабушка входит в шестерку самых известных сказочниц мира.

 Семейное наследство

– Я родилась вот в этом старинном доме, – Тамара Александровна показывает за окно, где стоит нежный август, и теплый ветер легонько качает цветочные стебли. – И даже не в больнице, а в бане принимала меня повитуха тетя Оля.

История о рождении девочки уже звучит, как зачин к доброй сказке. И по законам жанра девочке достанется богатство – бесценное духовное наследие народа.

Устный фольклор – неиссякаемый источник народного творчества, накапливался тысячелетиями задолго до появления письменности и передавался от поколения к поколению. В Приленском крае была даже так называемая школа бродячих сказочников, люди сделали сказку ремеслом и средством для пропитания.

Хранителями русской сказки в Качугском районе стала династия Винокуровых – Шеметовых – Мухтановых. Осип Акимович, Наталья Осиповна… Собеседница рассказывает о своей родословной, бережно перебирая имена предков, словно драгоценные камешки рукой раскладывает:

– Я окончила школу в Верхоленске, потом филфак пединститута. Стать сказительницей было предопределено. 300 лет мои предки наследовали от бабушек и дедушек устное народное творчество. Моя прабабушка – уникальная сказительница Наталья Осиповна Винокурова. Бабушка Раиса Егоровна Шеметова тоже знала сказки, былички, бывальщины, легенды.

Еще в 1915 году сказки Натальи Осиповны записал выдающийся фольклорист, этнограф, историк Сибири Марк Азадовский, который приехал в Приленье из Санкт-Петербурга по заданию Академии наук. Здесь, по его словам, он открыл «мощные залежи сказочного богатства» и собрал истории в книгу.

Сказочный род

На столе у Мухтановых разложены книги. Листаем сборник «Не на небе, на земле».

– Чем отличается сказительница от обычной бабушки, которая своему внуку сказки рассказывает?

– Тем, что сказка бытует в вариантах. Вроде бы сюжет известный, но каждый сказитель рассказывает ее по-своему – что-то переделает, уберет или добавит. И потом сказки пересказывают, используя наш фольклор, говор, фонетические особенности языка. И очень много в нашем роду сказок своеобразных, неизвестных.

– Например?

– Сказка «Страсть» рассказывает, как солдат шел со службы, хотел страшное увидеть, даже в могиле ночевал, но не испугался. В итоге разогнал 40 разбойников, забрал казну, и потом вся деревня пировала. Вот вам и страсть, – улыбается Тамара Александровна.

Собеседница бережно достает старинный карандашный рисунок:

– Это портрет прабабушки Натальи Осиповны. Она входит в шестерку самых известных сказочниц мира. Про нее есть статья в «Энциклопедии русского народа», ее сказки публикуются с 30-х годов прошлого века и хорошо известны фольклористам России. Прабабушка служила горничной в Иркутске, в богатом доме. Потом ее выдали замуж в деревню Толмачево. Девичья фамилия – Большедворская. От Большедворских идет сказочный род, они с XVII века свои сказки рассказывали.

Мифы и реальность в родове переплелись крепко-накрепко. Про Большедворских односельчане говорили «изуроченные словом». Это значит испорченные, изувеченные. Есть легенда, что один из предков хотел все знать и пошел в ученики к колдуну. Для испытания тот сказал: «Сейчас придет собака с большой пастью и тебе нужно в нее залезть». Сделать это было невозможно. И в качестве урока предок стал рассказывать сказки по ночам. Дар или заклятие получил он в ученичестве? Потомки решили, что дар.

В избе бабушки Раисы Егоровны Шеметовой собиралась вся деревня и каждый вечер слушала сказки – бытовые, страшные, волшебные.

– От бабушки знаю, что был клуб, и перед началом фильма Раиса Егоровна обязательно рассказывала сказки. И пока она не приходила в клуб, фильм не начинался. Киномеханик кричал: «Да идите уже за бабушкой Раей, кино пора крутить…», – вспоминает директор Белоусовского КДЦ Ольга Скорова.

Мама Галина Александровна, простая доярка, тоже знала множество легенд, быличек, у нее на все случаи жизни было что-то интересное.

– К нам за фольклором постоянно приезжали делегации со всего бывшего Союза, – говорит Тамара Мухтанова. – Были в гостях такие выдающиеся ученые, как советский фольклорист, директор института филологии СО РАН Александр Соктоев. Мамин голос и ее сказки разошлись по дискам, пластинкам, книгам. Сейчас ей 83 года, она, к сожалению, больна и помнит очень мало.

Прививка от страха

Сказки окружали Тамару Александровну всю жизнь. В студенчестве она написала доклад про свою родословную и ее отправили на всесоюзную конференцию по фольклору в Карелию. Блестящей словеснице прочили карьеру ученого, но учиться дальше не пришлось. Зато школа в ее лице обрела отличного преподавателя литературы.

– Вы рассказываете сказки своим ученикам?

– Да. Есть спецкурс «Писатели Восточной Сибири». Туда включен рассказ моей бабушки под названием «Митя». Когда мы доходим с детьми до произведения, говорю, что это именно наша семейная сказка. Я обычно рассказываю либо «Про Порфилушку, либо «Страсть».

Всякая история способна чему-то научить, размышляет собеседница. Недаром говорят «сказка ложь, да в ней намек». В сказках присутствует воспитательный момент, ими даже лечат.

– Я часто думала, зачем детям страшные истории, например про ведьм. А ведь их рассказывают, чтобы закалить ребенка, приучить к жизни. Сказка – это прививка от страха.

– А сейчас время для сказок? Или это вневременной жанр?

– Мне посчастливилось поработать учителем в Санкт-Петербурге, дочь Даша поехала поступать и я за ней. Был очень трудный класс, дети невнимательны, подчеркнуто грубы. Часами сидели в смартфонах, игнорируя меня. Что я только не придумывала, чтобы завладеть их вниманием! Однажды предложила рассказать сказку. И этот трудный класс сидел, затаив дыхание и спрятав телефоны. Дети просили рассказать что-нибудь еще. Так рождается интерес к народному слову. Даже во времена интернета старинные сказки интересны детям.

Прабабушка Наталья Осиповна в свое время говорила своей дочери: «Не забудь слова моего».

– Наверное, и я обязана не забыть его, – говорит наша героиня. – Передаю свои знания дочери Даше.

– Даша, а ты будешь детям сказки рассказывать?

– Обязательно. Народное слово нужно хранить вечно.