Аркадий Стародубцев: Музыка всегда была в моей жизни

Творчество автора-исполнителя Аркадия Стародубцева знакомо и любимо не только иркутянами. Его песни звучат на федеральных каналах и исполняются коллективами из других регионов. 2020 год стал поворотным для музыканта – он вступил в Союз композиторов Иркутской области и начал создавать произведения более крупных форм. Интересно, что творческую деятельность он совмещает с административной работой, является руководителем МАУ «Праздник», ведет авторскую программу «Я – Создатель».

 

– Аркадий, когда вы начали сочинять музыку?

– Музыка всегда была в моей жизни. Я окончил музыкальную школу, потом музыкально-педагогический факультет Иркутского пединститута по классу фортепиано. 10 лет преподавал в педколледже, а уже оттуда в 2001 году ушел в шоу-бизнес.

Признаюсь, что я всю жизнь сочинял музыку, но воспринимал это скорее как хобби. В 2013-м воплотил в жизнь свою идею – провести фестиваль для местных музыкантов. Назвал его «Эхо души». Именно после него я понял, что хочу посвятить жизнь музыкальному творчеству. Тогда же судьба свела меня с Натальей Калининой, которая пишет теперь практически все тексты для моих песен. Я начал писать песни для себя, аранжировать и снимать клипы. Работал в разных жанрах. Кстати, первая песня, которую я записал – «Адвокаточка».

 

– Вы работали в жанре шансон?

– Это скорее городской романс. Когда я написал его, мне многие ставили это в упрек. Говорили: интеллигентный человек, а поешь такое! Но я не видел в этой песни ничего криминального. Мы с режиссером Николаем Тархановым сняли клип, выложили его на YouTube. И, кстати, песню сразу взяли на телеканал «Шансон ТВ» в программу «О чем поет страна», и она попала в топ. Потом на 10-летие телеканала я записал музыкальное поздравление, которое оказалось лучшим по всей стране. Так меня пригласили выступить в Кремль. Потом были гастроли. Я сделал концерт в российском консульстве в Пекине, выступал в Сочи, Москве, Якутске, Бодайбо, на золотых приисках…

 

– Какие еще песни есть в вашем репертуаре?

– Эстрадные популярные песни, произведения о Сибири, композиции о профессиях: про железнодорожников, золотодобытчиков, гаишников. Мне нравится этот жанр, ведь он прославляет людей труда. Недавно я написал песню про дорожных рабочих, которая тоже звучит на Радио Шансон. У меня четыре альбома в эстрадном жанре. Многие песни крутятся на федеральных каналах, есть они и на цифровой платформе на радио.

 

– Вы достаточно успешны как автор-исполнитель, почему решили перейти к крупной музыкальной форме?

– В ноябре 2020 года меня приняли в Союз композиторов Иркутской области. Коллеги и посоветовали мне поразмышлять о создании инструментального произведения. И я подумал: почему бы и нет? Ведь мне интересно работать в разных жанрах. И все складывалось настолько удачно, что в Иркутск к этому времени переехал замечательный музыкант Николай Кустов, который работает дирижером оркестра народных инструментов Иркутской областной филармонии. Он согласился сделать аранжировку моих композиций. Работа меня по-настоящему захватила, и я решил создать произведение для эстрадно-духового оркестра.

 

– То есть у вас уже несколько инструментальных пьес?

– Есть композиции для оркестра народных инструментов – «Глубинка сибирская», «Снежный вальс», «Праздничная», для эстрадно-духового оркестра – «Поппури», мои московские друзья-музыканты сделали аранжировку, цикл произведений для фортепиано, саксофона и трубы – «Акварель», «Немая грусть», «Быть вдвоем»…

Думаю, для нашего региона – это уникальный проект. В конце мая мы должны были впервые сыграть произведения в Иркутской областной филармонии, но пандемия внесла свои коррективы. Надеюсь, что мы все-таки представим их публике, ведь мои коллеги говорят, что они свежи, новы, в них очень интересная подача по аранжировке.

 

– Вы уже получили отклик коллег?

– Дело в том, что у меня есть некая фокус-группа музыкантов, которые честно, я надеюсь, оценивают мое творчество. И от них я жду, прежде всего, критики. Кроме того, пьесы, по отзывам, очень нравятся оркестрантам, которые их исполняют, а это дорогого стоит.

Понимаю, что сейчас не все люди ходят в филармонию, не все слушают радио, и чтобы донести свое творчества до слушателей, нужно снимать видеоклипы. Такая форма, как показывает практика, лучше всего продвигает музыкальные произведения. А продвижение – это больное место многих наших коллег. В то же время очень важная его составляющая, ведь автор не должен писать в стол.

 

 

– Что же вдохновило вас на создание пьесы для оркестра народных инструментов?

– У меня есть песня «Глубинка сибирская», главную тему которой я и развил в пьесе. Вообще, у меня много произведений о Сибири: «Сыны Сибири», «Сибирские пельмени», «Сибирский чай», «Русская гармошка». Думаю, когда песен будет 10, издать отдельный альбом. Для меня очень важно прославлять Сибирь и Иркутскую область, ведь я горжусь своим краем. Когда мы четыре года назад ездили по региону с гастролями, я побывал в разных его уголках, увидел доброту людей, красоту природы, и мне захотелось выразить свою любовь к малой родине так, как я это умею. Наталья Калинина написала текст, а я музыку «Глубинки сибирской». И она полюбилась людям, ведь многие звонят на радио и просят поставить песню в эфире. А читинский театр песни «Забайкальские узоры» два года назад взял это произведение в свой репертуар. Кстати, я планирую продолжать тему Сибириады.

 

– Чем эта пьеса отличается от песни?

– На протяжении четырех минут инструментальной версии мы слышим жалейку, тему на баяне, проигрыши на балалайке и еще около 20 инструментов. Мне хочется ввести туда и баритон. Конечно, в произведении звучит русская народная тема. Любовь к родине прослеживается и в моей композиции «Снежный вальс». И это не случайно, ведь я очень хочу, чтобы мы не были «Иванами, не помнящими родства». Слушали народную музыку и великих русских композиторов. Нам нужно гордиться своей родиной, краем, теми, кто живет рядом с нами, а не искать героев на других континентах. Особенно нуждаются в поддержке люди творческих профессий.

 

– Будет ли иметь продолжение фестиваль «Эхо души»?

– У меня есть намерение сделать большой фестиваль «Эхо души». Он будет немного другого плана. Я хочу, чтобы наши дети знали и пели песни советских композиторов, ведь в них заключена любовь к родине, уважение к старшему поколению, идеология, которой сейчас нет. Очень хочу, чтобы молодежь ходила в филармонию.

 

– Расскажите о ваших творческих планах?

– Для меня как композитора самое важно в произведении – мелодия, которая будет понятна людям. В планах у меня – написать музыкальную поэму или кантату для хора или ансамбля. Хочу замахнуться на эстрадно-симфоническую музыку, чтобы там было много воздуха, духовые инструменты. Хочется, чтобы люди больше слушали музыку, разбирались в ней, потому что песня нам, и правда, строить и жить помогает.