«Бог резни» в Иркутском музтеатре

Иногда рядовое происшествие может стать причиной глобального конфликта. Именно об этом спектакль «Один удар. Четыре мнения», который поставил на камерной сцене Иркутского музыкального театра артист Егор Кириленко. Это его дебютная работа в качестве режиссера. Премьера состоится в следующем сезоне.

Спектакль создан по мотивам пьесы французского драматурга Ясмины Реза «Бог резни», которая десять лет назад триумфально прошествовала по театральным подмосткам мира и даже была экранизирована Романом Полански. Однако автор либретто – актриса Софья Сучкова – расставила иные смысловые акценты и сделала пьесу музыкальной комедией. В спектакле звучат ее песни на музыку зарубежных хитов 1960-х годов в аранжировке ансамбля «Доктор джаз».

 

 

В основе сюжета – одно происшествие и бесконечные разговоры о нем. Две семейные пары – Коуэн и Лонгстрит – встречаются, чтобы составить заявление в страховую компанию и обсудить драку своих детей. Юный Коуэн взял палку и выбил зубы своему однокласснику Лонгстриту. Кстати, дети на сцене не появляются, а их родители пытаются урегулировать конфликт, но в итоге доводят ситуацию до абсурда.

– Это только на первый взгляд в пьесе ничего не происходит, просто недостаток внешнего действия компенсируется напряженностью внутреннего конфликта, – пояснила Софья Сучкова. – Там поднимаются разные вопросы: о толерантности, политике, морали, отношениях. Но самое важное, что мы видим, как на почве мелкой неприятности может раздуться ссора вселенского масштаба.

Но начинается все весьма чинно. Алан Коуэн (Егор Кириленко) и его супруга Нэнси (Анна Рыбникова) приходят в гости к Майклу Лонгстриту (Евгений Рекутный) и его жене Пэнни (Софья Сучкова). На столе стоят тюльпаны, хозяева угощают шарлоткой. Художник Анастасия Карамышева оформила гостиную в африканском стиле, ведь Пэнни Лонгстрит, писательница, специалист по межэтническим конфликтам, увлекается Африкой. Фиолетовый, оранжевый, звериный принт, яркие орнаменты, маски на стенах и одежда хозяйки дома как бы сразу намекают на то, что разговор между парами будет жаркий. Впрочем, ее супруг Майкл, торговый агент, выглядит более сдержанно, хотя и демократично. Прямая противоположность хозяевам – Коуэны. Алан – адвокат, а его жена, домохозяйка, одеты в подчеркнуто классическом стиле.

 

 

Вначале семьи пытаются общаться цивилизованно. Но вдруг Пэнни зачем-то рассказывает, что ее супруг сегодня выбросил на улицу хомяка дочери. Потом из телефонного разговора Алана становится известно, что тот защищает фармацевтическую компанию, которая выпустила лекарство с серьезными побочными эффектами. Через некоторое время выясняется, что этот препарат принимает мать Майкла. Потом Нэнси тошнит на редкие журналы по искусству хозяйки дома. Таким образом, взрослые быстро съезжают с детской темы и переходят на личности. Во время этой перепалки, временами переходящей в беседу, мы узнаем подробности жизни каждой из семей. Бутылка виски из бара хозяина окончательно развязывает языки всем участникам этой странной вечеринки.

 

 

– Материал был очень спорный, и мы старались его еще больше обострить, показать, как умные нормальные люди, которые говорят правильные вещи, могут быстро съехать «с катушек» и начать творить какой-то бред, – отметил Егор Кириленко. – Четверо взрослых людей, вроде бы интеллигентных, с образованием, а не могут найти общий язык друг с другом. За высокими словами и пофигизмом стоит неумение устроить свою жизнь, поэтому тема спектакля, на мой взгляд, близка многим, неважно, есть у вас дети или нет. И, кстати, в итоге младшее поколение оказывается гораздо мудрее.

Авторы спектакля изменили финал пьесы. В разгар скандала, когда тюльпаны выброшены на пол, а сотовый адвоката утоплен, в квартире раздается телефонный звонок. Юный Лонгстрит спрашивает отца, можно ли ему после школы погулять со своим одноклассником Коуэном. Растерянные лица родителей вызывают искреннюю улыбку. С таким финалом пьеса стала звучать гораздо острее.

Интересно, что замысел постановки родился у артистов между первой и второй волнами пандемии. Вначале участники репетировали в нерабочее время и не думали, что спектакль будет поставлен на сцене Иркутского музыкального театра. Но в связи с открытием камерной сцены у коллектива появилась такая возможность. Однако Егор Кириленко отметил, что постановку постарались сделать очень мобильной, чтобы можно было выезжать с ней, например, на гастроли по Иркутской области.

 

Фото Эоэллы Кириленко