Поисковики нашли медаль погибшего на фронте жителя Зимы

Отцовская весточка

В последний раз маленькая Веруня видела отца в июне 1941 года, перед тем, как он ушел на фронт. А несколько недель назад получила от него весточку. Медаль «За боевые заслуги» погибшего в годы Великой Отечественной войны солдата ей передал сенатор Андрей Чернышев. Поисковики нашли награду рядом с останками героя.

 

Растревоженная память

После недавних событий 86-летняя Вера Калиновна Семейкина не может найти себе места. Со дня гибели отца-фронтовика минуло 77 лет. С годами потускнели в памяти его черты, утихло горе, а тут словно лампочка какая внутри вспыхнула – так явно всплыли в памяти давние воспоминания. И отец – вот он, рядом, живой. Сильный и молодой.

– Когда началась война, мне шел седьмой год, – рассказывает Вера Калиновна, комкая в руках мокрый от слез платочек. – Мы в то время жили на станции Зима. У родителей нас было семеро: шесть дочерей и один сын. Я по счету пятая, а младшей Галюне, когда забрали на фронт отца, исполнился всего месяц. Папа работал в магазине шофером, мама растила нас. Конечно, жили небогато – вон сколько ребятни, но весело. Отец хорошо играл на балалайке, мама пела, а я плясала. Мы, ребятишки, всегда ждали его с работы. Хоть какой-то подарочек да принесет. То конфетки-подушечки, то кусочек сахарку, завернутый в тряпочку. Помню, как купил мне однажды ботиночки. Принес и велит: «Пляши, а то не отдам». Я давай стараться. Мама заругалась: «Хватит вам, чего вы здесь устроили?» А отец: «Не серчай, смотри, какая у нас артистка растет!»

 

 

Тот страшный день – 22 июня 1941 года – Вера Калиновна тоже помнит в мельчайших подробностях. На площади, залитой солнцем, собрались возле репродуктора люди. Когда объявили, что началась война, вдруг набежала огромная страшная туча, начался ливень. Через несколько мгновений дождь перестал, а вся площадь покрылась лужами. Люди плакали, разревелась и она:

– Мама, нас всех убьют, а нашу деревню пожгут? – теребила она мать, ухватившись за ее юбку.

– Что ты, не бойся, у нас здесь войны не будет. Наш папа всех защитит!

Девчонка обрадовалась и побежала к подружкам прямо по лужам:

– Войны не будет, мой папка всех победит!

На фронт Калина Михайлович Ширяков уезжал поздно ночью, припоминает она. Забежал в горницу, растормошил всех ребятишек, обнял, перецеловал, а ее прижал крепко-накрепко к груди и шепнул: «Расти, дочка!»

После отъезда отца семья переехала в Тыреть – там жила старшая сестра матери. Поселились в землянке, мать пошла работать в колхоз.

– Хватили, конечно, лиха, – признается Вера Калиновна. – Хлеб выдавали по карточкам, так мы, ребятишки, ночами караулили возле магазина, чтобы досталось хлебушка. Дети же, уснем, а у нас карточки-то и покрадут. Картошку мерзлую в поле собирали, очистки и лебеду ели… Потом старшая сестра устроилась работать в железнодорожное депо, ей дали комнатку в военном бараке и хороший паек. Немножко вроде полегче стало.

Больше всего, продолжает, они ждали отцовских писем. Получат – и голод будто отступит. Отец писал часто и помногу. Мать развернет – прямо целая газета! Писал, что бьют они фашистов, что скучает и обязательно вернется, как только разгромят всех врагов. Потом отец лежал в госпитале. Подлечился и обратно на фронт, даже на день домой не отпустили. А за пять месяцев до победы, перед самым новым годом 44-го, им принесли похоронку. «Ваш муж, Калина Михайлович Ширяков, в бою за Социалистическую родину был убит».

 

Эхо войны

Закончилась война, шло время. Подросшие сестры и брат выпорхнули из родительского дома. Окончив семь классов, перебралась от матери в Иркутск и 16-летняя Вера. Сначала устроилась нянечкой в детском саду, потом – кладовщиком на радиозавод. Вышла замуж, но семейная жизнь не сложилась. Двух дочерей – Олюшку и Иринку – поднимала одна. Вечерами мыла полы, дежурила в кочегарке, работала дворником, чтобы получить квартиру.

– Так жизнь и прошла, – кручинится она. – Ни молодости не видела, ни женского счастья. Дочери, правда, радовали. Выучились, пошли работать, семьи свои завели, внучат подарили. Меня не забывают, заботятся, пожаловаться не могу. Но все равно нет-нет да и кольнет в сердце: жив бы был папка, может, и я счастливее жизнь прожила.

Задумалась, говорит, как-то снова об этом, старые фотокарточки перебирала, а на утро звонок – приглашают в правительство. Вручая Вере Калиновне отцовскую награду, сенатор Андрей Чернышев рассказал, что поисковики нашли ее в Молдавии, где в годы войны располагался Шерпенский плацдарм. Именно там, в 1944 году, во время налета вражеской авиации погиб ее отец. Но эту медаль сержант Ширяков получил гораздо раньше, под Сталинградом, за то, что во время боя взял командование отделением на себя вместо раненого командира. Уничтожил две пушки и четыре огневые точки противника. По ней-то его и опознали. Найденные останки солдат поисковики перезахоронили, а медаль привезли в Москву, попросив сенатора разыскать родственников героя.

– Вот это подарок, – радуется дочь. – Я будто весточку от отца получила! 80 лет прошло, а эхо войны до сих пор откликается. Спасибо тебе, папа. Ты выполнил свое обещание, хоть так, но ко мне вернулся…