Малый бизнес в тисках пандемии

Ограничительные меры, связанные с пандемией, нанесли серьезный удар по малому бизнесу, сократив на 4,5% число предприятий. Об этом сообщил уполномоченный по защите прав предпринимателей в Иркутской области Андрей Лабыгин, выступая на июньской сессии Законодательного Собрания с отчетным докладом.

Минувший год оказался обильным на число обращений в аппарат уполномоченного. Их количество с обычных 500 увеличилось вдвое. Большинство жалоб касалось ограничений и запретов, связанных с распространением коронавирусной инфекции, а также получения антикризисных мер поддержки. Бизнес-омбудсмену жаловались на действия налоговых и надзорных ведомств, на действия органов власти, силовых структур.

В каждом четвертом случае, по словам Андрея Лабыгина, удалось восстановить нарушенные права предпринимателей. В прокуратуру было направлено 12 ходатайств о наказании виновных должностных лиц. Четверо из них привлечены к дисциплинарной и административной ответственности, а дела по 11 жалобам разбирались в судебных заседаниях с участием уполномоченного.

С этого года вместо налога на вмененный доход начала действовать патентная система налогообложения, что вызвало многочисленные жалобы на увеличение налоговой нагрузки. Обеспокоенность вызывает расчет стоимости патента исходя из общей площади торгового объекта. По мнению уполномоченного, нужно внести в региональный закон по патентной системе изменения, позволяющие включать в стоимость патента для розничной торговли и общественного питания только площади торгового зала и зала обслуживания посетителей. Именно по этому пути пошли наши соседи: Красноярский и Забайкальский края.

Уполномоченный также обратил внимание на тему нестационарной торговли. Ее недостаточное регулирование на федеральном уровне, отсутствие единого нормативного акта препятствуют развитию торгового предпринимательства в области. Омбудсмен разработал законопроект, регулирующий размещение торговых точек и требований к их внешнему виду. Его принятие будет способствовать развитию здоровой конкуренции.

В ходе обсуждения депутат Александр Гаськов обратил внимание на избыточное административное регулирование бизнеса и предложил эту ситуацию подробнее обсудить с губернатором Иркутской области. В частности, как было озвучено в докладе, область из 85 регионов страны заняла 83-е место по степени комфортности ведения бизнеса, что говорит о высоком давлении на предпринимателей региона со стороны контрольно-надзорных органов, большом количестве проводимых проверочных мероприятий и их фискальной направленности.

Согласно проведенному среди предпринимателей опросу, почти половина отметила серьезные потери в период пандемии. В перспективу развития своего бизнеса в 2021 году верят только 13%. Большая часть заявила, что наилучшая мера господдержки – это снижение налогов.

Депутата Олега Попова волновало усиление запретительных мер в последнее время, в частности, ограничение работы ресторанов до 23 часов. По его словам, ресторанное сообщество Москвы и Петербурга пытается доказать, что работу следует продлить до 24 часов. Справедливо ли их требование? По мнению Андрея Лабыгина, причинно-следственной связи между пандемией и работой общепита пока не установлено. Большую опасность заражения представляет транспорт.

Отвечая на вопрос вице-спикера ЗС Ольги Носенко о работе общественных уполномоченных по защите прав предпринимателей и сотрудничестве с ними аппарата областного уполномоченного, Андрей Лабыгин сказал, что в настоящий момент их семеро: трое осуществляют надзор по отдельным направлениям предпринимательской деятельности, а четверо задействованы в крупных муниципальных образованиях. И сейчас ведется работа по увеличению численности общественных представителей и повышению эффективности их работы.

Александр Гаськов поинтересовался: достаточно ли тех мер поддержки предпринимательскому сообществу, которые оказали депутаты Законодательного Собрания.

– Роль депутатского корпуса велика, – сказал Андрей Лабыгин. – Законодатели оперативно провели все инициативы по поддержке малого и среднего бизнеса.