Культурный код – «Любовь и голуби»

Всенародно любимое произведение драматурга Владимира Гуркина «Любовь и голуби» теперь и на сцене Иркутского академического драматического театра им. Н.П. Охлопкова. Режиссеру Станиславу Мальцеву удалось найти для разобранной на цитаты пьесы другую интонацию. Спектакль посвятили 70-летию со дня рождения драматурга. Премьера намечена на 12 сентября.

– Я давно и нежно люблю произведения драматурга Владимира Гуркина и успел уже поставить не одну его пьесу, – рассказал Станислав Мальцев. – Подумал, что «Любовь и голуби» в нашем театре с нашими артистами могут прозвучать по-новому с иного ракурса. Но я не собирался спорить с великим фильмом, а скорее хотел глубже понять эту пьесу.

В итоге спектакль получился скорее даже лиричным, чем комедийным. Конечно, тот народный, житейский юмор, за который мы так любим это произведение, никуда не исчез. Просто с помощью театральных средств усилен более глубокий символический план пьесы. В начале постановки мы видим спроецированный на сетчатый занавес огромный советский телевизор. Потом изображение пропадает, и за этой молочной пеленой, как в тумане, проступают очертания почти сказочного домика с голубятней. Где-то в глубине сцены – силуэт юноши, который играет на флейте и словно плывет по небу. Такой эффект создают облака – на заднике сцены и виде проекции на авансцене. Эффект присутствия голубей создают белые вертушки. Пространство спектакля придумала художник Мария Шепорнева.

 

 

– В этой пьесе, мне кажется, очень важна некая вертикаль, ведь голуби вошли в жизнь главного героя через юродивого Володю, который их очень любил, птицы жили в разрушенном храме, – отметил Станислав Мальцев. – Конечно, голуби – это образ наших душ, а любовь – самое важное вселенское чувство. Не случайно в Библии говорится, что «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге». Думаю, что пьесы тогда остаются в истории, когда в них есть эта вертикаль.

В спектакле роль юродивого Володи исполнил артист Константин Агеев. Он постоянно присутствует на сцене, словно оберегая семью Кузякиных. Главный герой рассказывает историю деревенского дурачка дочке Ольге в самом начале спектакля. Тогда же становится понятно, что этот человек является для него образом доброты и душевной чистоты.

Василия и Надежду Кузякиных сыграла семейная пара – Степан Догадин и Мария Елина. Артисты признались, что создание образов любимых героев вызывает у них особый трепет, ведь они были знакомы с драматургом, когда он был еще жив.

– Мы черпаем многое из собственного опыта, по сути – это наши отношения, чувства и эмоции, какие-то наши домашние зарисовки, – признался Степан Догадин. – Думаю, что многим парам это близко, ведь если люди живут долго вместе, наступает момент, когда они перестают друг друга видеть и воспринимать, как в молодости.

– Фильм «Любовь и голуби» любимый нами с детства, и пересмотрен, наверное, несколько сотен раз, поэтому немного было страшновато браться за такую работу, – отметила Мария Елина.

Однако это волнение зрителям не заметно, ведь артисты – опытные мастера сцены. Оба они в этом году отмечают творческий юбилей: он 30 лет на сцене драмтеатра, она – 25. Артисты очень органично существуют в своих ролях, и в какой-то момент даже начинает казаться, что это какие-то близкие люди, переживающие кризис семейной жизни, измену и примирение. Их проблемы настолько откликаются в сердце, что невозможно сдержать слез.

Семейная трагедия, как в зеркале, отражается в детях. Люда, Ленька и Ольга по-своему глубоко переживают разрыв родителей.

 

 

Добрый смех в спектакле вызывают второстепенные персонажи – Митя Вислоухин и его жена Шура в исполнении заслуженных артистов России Игоря Чирвы и Татьяны Двинской. Элемент праздника привносят пары курортников, которые зажигательно танцуют на дискотеке.

– Пьеса написана в 1980 году, поэтому и возникает этот карнавал, который связан с праздником Олимпиады, – отметил Станислав Мальцев. – Вася Кузякин на курорте попадает в эту круговерть и, как мишка, улетает из семьи.

Раиса Захаровна в постановке вызывает чувство жалости. Его усиливает такая деталь, как парик, который в порыве ярости срывает с головы разлучницы Надежда. Лишенная своей светлой шевелюры героиня выглядит особенно одинокой и несчастной.

 

 

– Противопоставление – семья и Раиса Захаровна – возникает не случайно, – считает Станислав Мальцев. – Ведь наша разлучница не идет внутрь себя, а ищет виноватых. Словом, Раиса Захаровна постоянно цитирует чужие мысли и боится заглянуть в себя. Но человеку, который не преодолел и не переосмыслил свою жизнь, как Надежда, сложно расти духовно. А когда это происходит, наша душа становится как голубиная, и приходит та самая высшая любовь, ради которой стоит жить на земле.

Спектакль «Любовь и голуби» на сцене драмтеатра – это не только добрый юмор, но и слезы очищения и надежды. Тот самый катарсис, которого многие зрители ждут от театра, возникает в постановке исподволь, без пафоса.

 

 

– Не зря имя главной героини – Надежда, а юродивого зовут – Володя. Думаю, это некое альтер-эго драматурга, ведь, судя по всему, он был очень светлый человек, – говорит режиссер. – У него удивительный язык, сопоставимый с языком другого прекрасного драматурга – Александра Островского. Думаю, внешняя простота Владимира Гуркина закрывает для нас его глубину. В этом произведении ему удалось раскрыть наш культурный код, ведь русскому человеку мало одного лишь обустроенного быта, ему обязательно нужно это стремление вверх. Когда герой и его семья проходят через испытания, это еще раз напоминает нам, что не нужно бояться кризисов, потому что любой личный апокалипсис может привести в царствие небесное. Не случайно в конце Бог посылает им ребенка в 50 лет.

 

Фото Анатолия БЫЗОВА