Новый закон о поддержке регионального центра разрабатывают в Иркутской области

В Законодательное собрание Иркутской области внесен законопроект о статусе административного центра. Законопроект предлагает пересмотреть подход к выделению средств Иркутску, изменив форму финансовой поддержки областного центра с субсидий на иные межбюджетные трансферты. Комитет по законодательству о государственном строительстве и местном самоуправлении после рассмотрения законопроекта решил создать рабочую группу, чтобы проработать все аспекты вопроса и определить механизмы реализации закона. Об этом 8 июля 2021 года сообщает пресс-служба ЗС. Законопроект представил мэр Иркутска Руслан Болотов.

По действующему закону о статусе административного центра Иркутской области Иркутск имеет особый статус, и регион должен софинансировать исполнение расходных обязательств города возникающих при решении органами местного самоуправления. При этом объем субсидий, направленный на эти цели из областного бюджета не может быть менее 1% от объема налоговых доходов областного бюджета. Однако в силу различных причин этот уровень в последние годы не достигался.

«Иркутск испытывает повышенную антропогенную нагрузку на всю инфраструктуру, и расходы на ее содержание ежегодно растут. Поэтому нам важно найти оптимальные механизмы поддержки областного центра, сохранив при этом сбалансированность областного и муниципального бюджетов», – отметил председатель ЗС Александр Ведерников.

По мнению спикера, реализация в полной мере закона об административном центре не может осуществляться в ущерб другим муниципальным образованиям. Их уровень поддержки снижаться не должен.

Руслан Болотов рассказал, что потребность в финансировании растет из-за увеличения численности населения в городе. Это увеличивает нагрузку на социальные объекты, дорожную сеть и т.д. Остро стоят вопросы со строительством и ремонтом поликлиник, школ и детских садов, нехваткой педагогических кадров, дорожным строительством, обновлением муниципального автопарка, берегоукреплением, заменой коммунальных сетей, переселением из аварийного жилья и т.д. Председатель городской думы Евгений Стекачёв добавил, что городу не хватает средств на хозяйственное содержание в соответствии с нормативами, о чем свидетельствуют предписания надзорных органов.

Председатель комитета по бюджету, ценообразованию, финансово-экономическому и налоговому законодательству Наталья Дикусарова для того, чтобы определить цели, на которые Иркутск должен получать софинансирование в размере 1% от доходов областного бюджета, предложила разграничить полномочия города как обычного муниципального образования и как административного центра. В городе проводятся  межмуниципальные, областные и международные мероприятий, расположены органы власти, дополнительную нагрузку в связи с этим испытывает и общественный транспорт. В других регионах, где есть аналогичные законы, органы местного самоуправления готовят план мероприятий по исполнению функций административного центра, что позволяет своевременно включить эти мероприятия в государственные программы с соответствующим финансированием.

Александр Ведерников также обратил внимание на данные по мобилизации налогов, предоставленные городской администрацией. Он предложил проанализировать их на рабочей группе совместно с налоговой службой и профильными министерствами, чтобы иметь объективную картину налоговой обеспеченности на душу населения в Иркутске. Спикер также согласился с предложением о необходимости уточнения полномочия, которые город выполняет именно как административный центр. Он попросил мэра Иркутска представить соответствующие предложения, чтобы в дальнейшем рассмотреть на рабочей группе и принять  решение.