Кузьма Алдаров: Личным подсобным хозяйствам нужна господдержка

Баяндаевский район, малая родина вице-спикера Кузьмы Алдарова, отметил в этом году 80-летие. Юбилейную эстафету в следующем году продолжит Усть-Ордынский Бурятский округ, чьи интересы парламентарий представляет в Законодательном Собрании. За годы работы Кузьма Романович сумел стать не только авторитетом среди аграриев региона, а также опытным и влиятельным политиком. Возглавляемая им Федерация вольной борьбы привлекает все больше молодых спортсменов, которые становятся призерами на различных соревнованиях.

 

Потомок эхиритов

– В этом году впервые на территории региона состоялся межрегиональный фестиваль эхиритских родов, который ранее проходил только в Бурятии. Вы принимали в нем участие. А знаете, кто был основателем вашего рода?

– Десять лет назад мне удалось собрать имена моих предков до девятого колена. В этом деле помогла моя тетя. Основателем нашей фамилии был прапрадед Алдар. В переводе с монгольского его имя означает «знамя, слава». У него было четверо сыновей, один из них Василий – мой прадед. Наш сэргэ, символизирующий место пребывания духа рода, находится недалеко от села Харбатово Качугского района. Отсюда идут корни моей семьи.

 

 

 

– Ваш отец Роман Дмитриевич Алдаров был председателем колхоза, первым главой Баяндаевского района. Вы не пошли по его стопам, избрав свой путь. Почему?

– Экономика в нашей стране развивалась стремительно, открывались новые возможности для выбора профессии. Получив диплом Института народного хозяйства, поступил в аспирантуру в Ленинградский инженерно-экономический институт, где защитил кандидатскую диссертацию. После вернулся в Институт народного хозяйства, в котором преподавал восемь лет. Следующий этап моей жизни был связан с филиалом коммерческого банка в поселке Усть-Ордынский. В 1994 году мне предложили принять участие в выборах в Законодательное Собрание первого созыва.

 

– И эти выборы открыли вам дорогу в политику?

– Можно и так сказать. В то время я был молодой и малоизвестный, но выборы оказались хорошей школой. Потом принял участие в избирательной кампании в 2000 году, когда проходило голосование за главу администрации округа. В тот раз я тоже проиграл. Зато через четыре года земляки большинством голосов избрали меня в Думу округа. После референдума по объединению двух субъектов РФ работал в департаменте агропромышленного комплекса Иркутской области. В 2013 году на тот момент губернатор Сергей Ерощенко предложил мне выставить свою кандидатуру на выборах депутатов Заксобрания от Усть-Ордынского Бурятского округа.

 

На защите тружеников села

– При встрече избиратели до сих пор вспоминают «коровьи деньги» и просят вернуть эту меру поддержки. Почему о них так долго помнят?

– Когда я работал в окружной администрации, то было очевидно, что личные подсобные хозяйства нуждаются в особой поддержке. Изучив опыт Забайкалья, Татарстана, Башкирии, вместе с юристами и экономистами разработали закон с механизмами финансирования. Философия была простая: размер субсидии зависел от количества скота. Поэтому народ и назвал данную меру поддержки «коровьи деньги». Каждое ЛПХ принимало решение, на какие нужды (заготовку кормов, ветеринарное обслуживание и т.д.) надо направить полученные средства. Мы же параллельно занимались учетом поголовья скота в личных подворьях.

Не так давно мы были в Татарстане, где еще в 2016 году принят отдельный закон о господдержке ЛПХ. Они субсидируют приобретение скота, гусей, индюков и разной домашней птицы. Нам стоит последовать их примеру.

 

– Сегодня растут цены на удобрения, ГСМ, металл… Как парламентарии будут помогать труженикам села?

– С правительством региона, когда принимали областной бюджет на 2021 год, договорились обеспечить период посевной на уровне прошлого года. В целом, конечно, наблюдается тенденция к сокращению господдержки для аграриев. Уже нет грантового конкурса «Начинающий фермер». Нет индексации гранта «Агростартап», по-прежнему выдают 2 млн рублей, хотя сельхозтехника существенно выросла в цене. В этом году поддержку получили только три семейных молочных фермы. Отмечается снижение посевных площадей. При каждой встрече мы просим губернатора вернуть финансирование сельского хозяйства на уровень 2019 года.

 

– В прошлом году стартовала федеральная программа «Комплексное развитие сельских территорий». Как оцениваете первые результаты ее внедрения?

– К сожалению, федерация отказалась от субсидирования жилья, заменив этот механизм на ипотеку. Если в 2019 году участниками программы стали 450 человек, то в 2020-м, когда перешли на заемные средства, их число сократилось до 79, в этом году – 19. Мы поднимаем вопрос о том, чтобы программа «70 на 30» (где 70% – средства из бюджета, 30% – деньги жителя села) была реализована при поддержке областного бюджета. По этому пути пошел Красноярск, выделяя 450 млн рублей.

 

15 лет с момента объединения

– В областном парламенте вы представляете Усть-Ордынский Бурятский округ. Прошло 15 лет с референдума по объединению двух субъектов. Нет ощущения, что округ финансируют по остаточному принципу?

– Основной идеей объединения было вывести на один уровень развития территории области и округа. Ключевым вопросом стала доступность медицины. Здравоохранение в Усть-Орде значительно уступало по уровню и оснащению больницам Иркутска. После объединения удалось построить и отремонтировать и дороги, и социальные объекты. Единственное, округ проиграл в политическом смысле. Считаю, что нужно расширить его представительство до четырех депутатов в областном парламенте, как это было в первом созыве. Территория большая, шесть районов. У меня есть помощники, но лучше, когда с депутат лично встречается с избирателями.

Из нерешенных вопросов – Дом спорта в поселке Усть-Ордынский. Его начали возводить в 2002 году, в 2005-м работы приостановили из-за недостатка финансирования, в 2006-м объект был включен в указ президента РФ «О мерах по социально-экономическому развитию Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа». Надеемся, что при активной позиции губернатора Игоря Кобзева удастся привлечь средства федерального бюджета, и объект завершат в ближайшее время. По проекту в нем будет расположены залы для различных видов спорта, в том числе для борьбы, единоборств, настольного тенниса, галерея для национального бурятского вида спорта стрельбы из лука. Также планируется построить стадион с беговыми дорожками и футбольным полем.

 

– Вы возглавляете Федерацию вольной борьбы с 1997 года. Каких успехов удалось достичь?

– По рейтингу вольной борьбы мы находимся на 13-м месте в стране. Хотя у нас не такое широкое представительство, как у других видов спорта. Завоевываем призовые места на спортивных турнирах СФО. За последние пять лет провели три первенства России по вольной борьбе, хотя до 2017 года соревнования такого уровня у нас никогда не проводились. Хотелось бы, чтобы наши борцы завоевывали как можно больше престижных наград, ведь вольная борьба – это национальный вид спорта у бурятского народа.