Леонид Бронштейн: легенда города нефтехимиков

В начале июня Ангарск проводил в последний путь почетного гражданина города, заслуженного работника нефтехимической промышленности, дважды орденоносца Леонида Яковлевича Бронштейна. Благодаря его личному участию и непререкаемому авторитету удалось спасти от краха градообразующее предприятие. Даже на заслуженном отдыхе он был активным общественником, никогда не оставался в стороне от важных городских событий, опираясь на жизненный опыт, помогал мудрым словом.

 

Почетный гражданин Ангарска

В марте 2021 года Леонид Яковлевич преодолел юбилейный рубеж в 95 лет. Ангарчане его называли человеком-глыбой. С городом, рожденным Великой Победой, жизнь Бронштейна была связана с 1952 года. Свой трудовой путь он начал с техника на ремонтно-механическом заводе, затем работал начальником отделения печей завода полукоксования, заместителем начальника цеха, начальником цеха. В 1961 году был назначен первым заместителем генерального директора Комбината-16 (ныне АНХК). Принимал участие в решении важных вопросов, в том числе по установлению внешнеэкономических связей, контролю производства, ремонтам крупнотоннажных установок. Когда на предприятии случалось ЧП, то начальником оперативного штаба по устранению аварии назначали именно Бронштейна.

В сложное перестроечное время, когда над комбинатом нависла угроза закрытия, Леонид Яковлевич был среди тех, кто спасал ангарскую нефтехимию, закрывая долговые обязательства перед зарубежными деловыми партнерами. Ему поступали выгодные предложения возглавить предприятия в разных регионах страны, но Бронштейн ни одно из них не принял. Он считал себя коренным сибиряком и не мыслил своей жизни без родной земли.

 

 

Коллеги и друзья, кому посчастливилось работать с Леонидом Яковлевичем, говорят, что это был человек незаурядных способностей. Везде и всегда он проявлял высокую компетентность, не боялся нести ответственность за принятые решения. Его личные заслуги отмечены такими наградами, как «Знак Почета», медаль «За доблестный труд», орден Трудового Красного Знамени и медаль ВДНХ за активное участие в изобретательстве и рационализаторстве.

 

Из интервью с Виктором Бронштейном

Своими воспоминаниями о легендарном дяде поделился почетный гражданин города Иркутска, член союза писателей и Союза журналистов Виктор Бронштейн:

– Мой папа Владимир Яковлевич и его брат Леонид Яковлевич кроме высоких должностей с орденами и почетными званиями пронесли невиданную теперь дружбу через долгую жизнь. В нашем регионе многие знают послужной список двух незаурядных руководителей – братьев Бронштейн, стоявших у руля своих предприятий более трех десятилетий, с 1960-х по 1990-е годы. Мне бы хотелось рассказать о том, какими их знали близкие. Потеряв на войне своего 19-летнего братишку Израиля Яковлевича и двоих двоюродных братьев, оставшиеся в живых после оголтелого раскулачивания и разрушительной войны Владимир и Леонид торопились жить каждый за двоих, работать, а главное – любить, как поется в песне: «… за себя, и за того парня», погибшего на войне.

Блестяще окончив школу, проводив на войну старших братьев – Владимира и Израиля, Леонид, не попав по возрасту в армию, успешно поступил на юридический факультет Института прокуратуры в Свердловске.

– Уже на первом курсе он женился на студентке-красавице Анюте (Анне Семеновне Зарембо), и для того, чтобы догнать свою любовь и в делах, и географически (ее распределили в Улан-Удэ), за один год, подобно Ленину, заканчивает на отлично три курса. И следует за своей любимой. В 1947 году, когда ему едва исполнился 21 год, он, уже будучи старшим следователем Улан-Удэнской прокуратуры, стал молодым, любящим папочкой будущей золотой медалистки математической школы, оператора химического производства, а затем известного в Ангарске руководителя Людмилы Леонидовны Сабитовой. Через три года, в 1950-м году, родился сын Виктор – в будущем многолетний генеральный директор крупнейшей строительной организации области АУС-16, взявший, чтобы его не путали со мной, фамилию своей дорогой жены – Светланы Середкиной, – вспоминает Виктор Бронштейн.

Первая любовь в долгой жизни Леонида Яковлевича оказалась не единственной. Когда ему было 50 лет, в его жизнь вошла Изольда Арсентьевна Баженова. Сохранять молодость ей помогают занятия йогой и поэзия.

– На мой взгляд, самая обаятельная и самая элегантная женщина Ангарска пишет душевные стихи, в которые вкладывает все свои радости и, увы, немалые беды, связанные не только с потерей любимого мужа, но еще раньше трагически погибших дочери Вики и внука Димы. Пережить горе утраты ей помогает вся ее большая семья, – продолжил Виктор Бронштейн.

 

Нет крепче дружбы, чем у братьев

Яркие воспоминания о дяде у Виктора Владимировича связаны с детством. С ранних лет он видел пример безмерной привязанности и дружбы двух братьев – Владимира и Леонида.

– Помню, мне было четыре года, когда более полугода между переездом из Улан-Удэ в Ангарск семья дяди Лени в 50-х годах прошлого столетия жила у нас в деревянном доме с печкой, удобствами, извините, на улице. Вместе с сестрами и братом мы играли с поросенком, курами, кисой по имени Пушок. По вечерам неугомонных детей усыплял сказками домовой. Правда, голос его слегка походил на дедушкин. Для нас, детей многодетной на время семьи, это были счастливейшие месяцы детства.

Бытовые неудобства закончилось с вводом первых новеньких домов в послевоенном Ангарске.

– Сойдя с поезда, мы втискивались в переполненный ангарский трамвай и ехали в новенькую квартиру с горячей водой и с огромной ванной, где восторженно помещались вместе с игрушками вдвоем с Виктором. Тогда нам казалось, что от родителей и бабушек с дедушками нас отделяет целая вечность счастливой жизни, у которой не было начала и, конечно, никогда не будет конца!

 


Прощальная фотография рощальная фотография Леонида и Владимира еонида и Владимира Бронштейнов

 

Леонид Яковлевич пережил своего сына всего на один год. Еще пару лет назад его семья была уверена, что обязательно отметит вековой юбилей. В 93 года он еще был почти молодым человеком, водил машину и ездил в ставшие родными за много лет отпусков Карловы Вары, а его ежедневные походы по городу, невзирая на мороз и дождь, составляли не меньше трех часов! Увы, израненные нервы и возраст сделали свое страшное дело…

– В одной песне есть такие слова: «на перекличке дружбы многих нет». Новый 2022 год придется встречать без глав рода Бронштейн и в Ангарске, и в Иркутске – Леонида и его старшего брата, моего папы, Владимира, – сказал Виктор Бронштейн.

Традиция семейных встреч будет продолжена. При жизни Леонид Яковлевич успел более 10 лет пронести «почетное демографическое» звание прапрадедушки! Вечная память военному поколению братьев Бронштейн, оставивших ярчайший след в родных городах и на разных предприятиях, – Владимиру и Леониду, а также Израилю, навсегда оставшемуся 19-летним юношей на Курской Дуге!