Названы самые опасные железнодорожные переезды в Иркутской области

В 90% случаях ДТП на переездах в Иркутской области бывает из-за игнорирования сигналов светофора. Об этом рассказали эксперты 10 июня 2021 года на круглом столе «Безопасность на железнодорожных переездах» в пресс-центре газеты «Областная».

Он приурочен к Международному дню привлечения внимания к железнодорожным переездам, который объявили Международное железнодорожное сообщество совместно с Комиссией Европейского Союза и Европейской экономической комиссией ООН. Инициатива поддержана во многих странах мира, ОАО «РЖД» также присоединилось к данному мероприятию.

– В правительстве Иркутской области действует оперативный штаб, деятельность которого направлена на снижение аварийности, в том числе на железнодорожных переездах, – рассказала заместитель министра с полномочиями министра транспорта и дорожного хозяйства Иркутской области Ольга Золоторева. – Один из эффективных методов – установка комплексов автоматической фото- и видеофиксации нарушений ПДД. С начала 2021 года произошло пять ДТП в границах Черемховской дистанции, Иркутска-Сортировочного, Гороховской, Ленской, Коршуниха – Ангарской дистанции пути (в 2020 году на этих дистанциях пути произошло четыре происшествия). В перспективе ВСЖД планирует закрыть железнодорожный переезд Азей-Шуба. Уже разработана проектно-сметная документация путепровода, строительно-монтажные работы запланированы на 2022-2024 годы. В п. Тулуюшка строительство ведется, окончат его в будущем году. На дороге «Вилюй» переезды 662 км «Ручей», 677 км «Янталь» и 680 км «Лена» в планах на 2027-2030 годы. Требуется включение в программу и переезда «Баклаши – Смоленщина». Но он находится пока на стадии проработки.

Дирекция инфраструктуры безопасности движения ВСЖД выявила 125 замечаний по нарушениям водителей. Информация направлена в ГИБДД, с которым заключен 31 договор о взаимодействии, действуют 32 группы по выявлению нарушителей. В этих группах также задействованы 32 дружинника, которые провели 177 проверок. В министерстве транспорта и дорожного хозяйства действует оперативная группа по решению вопросов на железнодорожных переездах. По плану выездных мероприятий в ней также участвуют сотрудники ВСЖД, ГИБДД и других структур. В государственной программе «Развитие дорожного хозяйства» в этом году планируется капремонт дорог общего пользования местного значения в Черемхово, при пересечении ул. Некрасова до жилого дома по ул. Маяковского, включая путепровод Центральный, ремонт путепровода на ул. Джамбула в Иркутске, и капремонт путепровода на ст. Батарейная.

Ведется активная работа по заключению трехстороннего соглашения между Федеральным дорожным агентством, правительством Иркутской области и ОАО «РЖД» в сфере строительства путепроводов в местах пересечения автодорог и железнодорожных магистралей. Планируется строительство восьми путепроводов на федеральных трассах и 29 – на дорогах регионального, межмуниципального и местного значения.  Ольга Золоторева также отметила, что региональное правительство совместно с ВСЖД и ГИБДД участвует во всех мероприятиях по безопасности переездов, как объектов повышенной опасности, которые требуют строго соблюдения правил дорожного движения.

И.о. заместителя начальника дирекции инфраструктуры по безопасности движения ВСЖД Андрей Степанов отметил, что за последние годы значительно увеличился грузопоток и интервалы между поездами составляют 5-6 минут. Это значительная нагрузка на путь и существенное ожидание на переездах. Капремонт переездов проводится ежегодно. В 2021 году будут капитально отремонтированы четыре из них. На двух будут заменены плиты ограждения, еще на двух пройдет техническое перевооружение. На 29 переездах запланирован ремонт асфальтового покрытия.

В последние три года наметилась тенденция к снижению аварийности на переездах. Если в 2019 году было 14 случаев, в 2020 году – 11. Всего у ВСЖД 45 охраняемых переездов, 22 из них в Иркутской области. Все они оснащены шлагбаумами и освещением. Без охраны – 122 переезда, находящиеся в населенных пунктах, они имеют сигнализацию. На них требуется внимание водителей и соблюдение правил дорожного движения. Между тем, водители зачастую игнорируют показания светофоров, пытаются проехать на красный свет. ВСЖД проводит многочисленные профилактические мероприятия, ежемесячно ведется работа с водителями автотранспорта, поскольку именно они зачастую становятся жертвами ДТП.

– В Иркутской области существует несколько таких переездов, где систематически происходят нарушения. Среди основных факторов нарушений – интенсивность движения транспортных средств, – рассказал начальник отдела дорожно-патрульной службы и дорожного надзора УГИБДД ГУ МВД России по Иркутской области Игорь Жуков. – Не смотря на тенденции к снижению аварий и их тяжести, очевидно, что не все переезды соответствуют требованиям безопасности. Те, что находятся в ведении ВСЖД, в целом отвечают нормам, но переезды, находящиеся в ведении иных организаций, по-прежнему имеют проблемы, в части их освещения ночью. Около 70% ДТП происходят в темное время суток. Причиной большинства происшествий, что произошли в январе-марте 2021 года, стало именно недостаточное освещение. Вторая причина – недисциплинированность водителей и несоответствие подходов дорожной части к переезду требованиям безопасности, особенно в зимний период. В текущем году внесены изменения в ст. 12.10 части 3 КоАП РФ, которая предусматривает лишение прав за повторное нарушение ПДД. Госавтоинспекция регулярно проводит целевые рейды на железнодорожных переездах по выявлению нарушений ПДД и пропаганды безопасности дорожного движения. Недавно в закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности» внесены изменения, предусматривающие оборудование всех железнодорожных переездов общего пользования комплексами фото- и видеофиксации. Это должно стать решающим фактором для пресечения нарушений на переездах.

Заместитель начальника полиции (по охране общественного порядка) Восточно-Сибирского ЛУ МВД России на транспорте Сергей Заболотский отметил, что профилактическая работа линейного управления начинается с населения жилого сектора, прилегающего к железной дороге. В учебных заведениях сотрудники проводят лекции, на родительских собраниях разъясняют правила, рассказывают о причинах нарушения правил дорожного движения.

– Важно помнить, что железнодорожный транспорт на переездах имеет преимущество перед всеми участниками дорожного движения. Двигаясь со скоростью 60-70 км/ч, он имеет тормозной путь 600-700 метров, а масса локомотива превышает 500 тонн, – отметил Сергей Заболотский.

Он напомнил основные запреты пересечения железнодорожного пути и обратил внимание, что водитель, нарушая эти запреты, ставит под угрозу не только свою жизнь, своих пассажиров, но и людей, находящихся в поезде.

Начальник отдела эксплуатации автомобильных дорог и дорожных сооружений ФКУ Упрдор «Прибайкалье» Виктор Цишковский рассказал, что в введении управления – 1,5 тыс. км федеральных дорог «Сибирь», «Байкал», «Вилюй», 16 переездов в одном уровне, из них пять – переезды с ВСЖД. Наиболее проблемные на автодороге «Сибирь» в п. Шерагул и п. Тулюшка. Причина – высокая интенсивность и автомобильного движения, и железнодорожного транспорта. За последние 10 лет ликвидированы четыре переезда и построены путепроводы в разных уровнях. Переезд в Тулюшке строится в рамках обхода населенных пунктов. Его введут в эксплуатацию к сентябрю 2022 года. Капитальное строительство переезда в п. Шерагул планируется в 2023-2026 годах. Сейчас там устраивают летнее искусственное электроосвещение, снижают скоростной режим, проводят информирование водителей. Помимо безопасности, управление решает задачи удобства переездов. Сейчас ожидание транспорта при движении железнодорожных составов составляет от 30 минут до часа. И хотя напрямую на безопасность движения это не влияет, автоводители нервничают в ожидании и как потом сложится их путь, неизвестно.

Еще три сложных переезда находятся на трассе «Вилюй». Все они без охраны, и дают наибольший процент ДТП. В 2020 году на подведомственных Упродору переездах произошли три аварии, из них две – на «Вилюе». На днях произошло еще одно –  с погибшим автоводителем. При этом переезд был освещен. Строительство путепроводов на этой дороге уже находится в программе перспективного развития до 2035 года, однако их реализация будет зависеть от финансирования.

Эксперты отметили, что чем лучше дорога, тем выше аварийность, когда водители превышают скорость, теряют бдительность, игнорируют ремни безопасности, не пропускают пешеходов.

– Кроме видеокамер эффективным может быть повышение штрафов, снижение скоростного режима и снижение нештрафуемого порога скорости, – считает Виктор Цишковский.

– 90% случаев ДТП на переездах – это игнорирование сигналов светофора, – сказал Андрей Степанов. Он также подчеркнул, что лучшая профилактика травматизма на переездах – соблюдение правил и воспитание в своих детях уважения к этим правилам.