Евгений Стекачев: Иркутску пора расширять границы

Иркутску нужны новые стимулы развития. Сибирскому городу уже давно тесно в своих границах, остро ощущается дефицит современных больниц и поликлиник, школ и спортивных объектов, мест отдыха. О траекториях движения областного центра мы поговорили со спикером думы Иркутска Евгением Стекачевым.

– Евгений Юрьевич, Москва пошла по пути расширения границ. На ваш взгляд, Иркутску надо последовать ее примеру или есть еще внутренние резервы?

– Для дальнейшего движения вперед нашему городу нужны новые территории, в сегодняшних границах практически исчерпаны все ресурсы. Историческая застройка не позволяет развивать инфраструктуру Иркутска: мы не можем расширять дороги, увеличивать количество парковочных мест, нет площадей под комплексную застройку. При этом нам надо смотреть не только в сторону Байкальского тракта, но и в направлении Ангарска. Агломерация позволит нам в будущем рассчитывать на увеличение финансирования из федерального бюджета, а также территория станет более привлекательна для бизнеса и притока инвестиций.

С другой стороны – нужно создавать новые точки социально-деловой активности в разных частях Иркутска. На мой взгляд, большие перспективы у предместья Рабочее, которое находится очень близко к центру города. Из-за отсутствия теплового луча здесь неразвита инфраструктура. Но это вопрос времени. С энергетиками уже есть взаимопонимание по строительству теплоцентрали, благодаря чему при участии бизнеса на смену старым строениям придут современные дома, супермаркеты, офисы деловой недвижимости. Снизив нагрузку на историческую часть города, мы сделаем ее привлекательной для туристов. Иркутск не будет восприниматься транзитным пунктом на пути к Байкалу, наоборот, гости смогут проводить здесь больше времени. Все эти идеи отражены в Стратегии развития областного центра до 2030 года.

– Пробки – это одна из самых сложных проблем для города. Какие решения вы видите?

– Одно из них – транспортное кольцо. В самом городе из-за плотной застройки и высокой загрузки основных магистралей ничего невозможно изменить, а вот за его пределами можно строить так называемые обходы – Южный, Западный, Северный. Эти транспортные коридоры помогут из одной части Иркутска попасть в другую, минуя центр. Проекты по ним есть в областном правительстве. Сейчас обсуждается строительство Южного обхода, который сократит время пути от Култукского тракта к микрорайонам Радужный, Юбилейный и Солнечный. Решению проблемы заторов будет способствовать дальнейшее развитие Маратовской и Лермонтовской развязок.

Еще одно транспортное решение связано со строительством мостов. По старому генплану один хотели создать в районе Затона, другой – между Глазковским и Академическим мостами. Также потребность в мостовом переходе существует из микрорайона Солнечный на полуостров Чертугеевский. Эти проекты уже сегодня необходимо брать в работу, чтобы в будущем избежать еще больших заторов на дорогах.

Вообще, нам требуется специальное программное приложение, которое в круглосуточном режиме будет отслеживать транспортные потоки. Это позволит иметь объективное представление о состоянии дорожных дел в городе.

– В Иркутске много ветхого и аварийного жилого фонда. Вы говорили, что городу требуется увеличение финансирования на переселение граждан из аварийного жилья. Как идет работа?

– Дело в том, что стоимость квадратного метра, которая субсидируется из федерального бюджета, равна 48 тыс. рублей за квадратный метр, а рыночная стоимость – около 80 тыс. рублей. Строители себе в убыток работать не будут. Разницу же за счет муниципального бюджета покрыть невозможно. Надеемся, что на федеральном уровне пересмотрят ценовые параметры. И на поддержку региона тоже рассчитываем. Не дожидаясь, когда будут решены вопросы с софинансированием, в закладываем в бюджет средства на переселение из ветхого и аварийного жилья.

Кроме того, прорабатываем иные подходы к решению вопроса. Еще лет пять назад была популярна программа «Развитие застроенных территорий», когда застройщик мог получить участок, при условии расселения ветхого жилья. Успешный пример иркутяне могут наблюдать на улице Депутатской. На смену РЗТ пришла более усовершенствованная программа комплексного развития территорий. По ней можно расселить не только аварийное жилье, но и дома, не отвечающие требованиям сейсмоустойчивости. Также можно будет использовать земли, находящиеся в муниципальной или федеральной собственности. Сразу предусмотрены участки и под соцобъекты – школы, детские сады.

«Нам надо смотреть не только в сторону Байкальского тракта, но и в направлении Ангарска. Агломерация позволит нам в будущем рассчитывать на увеличение финансирования из федерального бюджета, а также территория станет более привлекательна для бизнеса и притока инвестиций».

– Из-за пандемии обострилась проблема с медучреждениями, многие находятся в приспособленных помещениях. Когда в городе появятся новые поликлиники?

– В решении этого вопроса мы плотно взаимодействуем с губернатором Игорем Кобзевым и с министерством здравоохранения региона. В прошлом году построили детскую поликлинику № 9, в этом планируется закончить работы над помещением для женской консультации Медсанчасти ИАПО. В ближайшие два года в городе планируется начать строительство филиала поликлиники № 5 в поселке Жилкино, сдать в эксплуатацию здание медучреждения в Ново-Ленино, начать проектирование детской поликлиники на месте бывшего кинотеатра «Чайка».

Под новые медицинские объекты участки в городе есть, важно определиться с источниками финансирования. С больницами и поликлиниками нам нужен такой же высокий темп, как со школами и детсадами. Для этого требуется средств в три-четыре раза больше, чем сегодня.

– Иркутские школьники, как и их родители, мечтают учиться в одну смену. Такое возможно?

– По каждому округу был проведен тщательный анализ. До 2030 года надо построить 68 школ, в которых должны учиться более 53 тыс. детей. Реализация этих планов позволит говорить о переходе на односменный режим.

Кратко остановлюсь на некоторых объектах. Сегодня ведется строительство пристроев к школам № 14 и № 75. Долгожданная школа на 1275 мест появится на улице Багратиона, сдача в эксплуатацию намечена на 2023 год. Она будет с углубленным изучением истории и патриотическим воспитанием. Нам удалось решить многолетнюю проблему, когда жители ЖК «Союз» просили открыть у них образовательное учреждение. Уже определен участок под школу, ведется подготовка ПСД. Проектируется здание на 1125 мест на улице Мелентьева. В планах – школа на 1500 мест в районе 12-го Советского переулка в Ново-Ленино. Такой же крупный объект появится на территории бывшего ИВВАИУ.

– 2021 год объявлен в Иркутске Годом спорта. Как сделать массовый спорт доступнее для всех поколений иркутян?

– Новые физкультурно-оздоровительные комплексы открыли свои двери для ребятишек в Ново-Ленино и на Синюшиной горе. Строится крытый каток в микрорайоне Университетский. В этом году выделены значительные средства на создание спортплощадок, полей для футбола, также проведем реконструкцию некоторых школьных стадионов, обустроим велодорожки.

В Год спорта нам бы хотелось, чтобы иркутяне как можно больше занимались зарядкой на открытом воздухе. По городу с 15 мая работает 35 площадок, на каждой из которых утром или вечером инструкторы ведут бесплатные занятия. Если идея найдет отклик у горожан, то мы обязательно продолжим этот опыт в будущем, что будет способствовать укреплению здоровья и долголетию иркутян.