02.06.2021 14:59
Рубрики
Общество
Теги
02.06.2021 14:59

Байкал может стать центром мирового камнерезного искусства

В Иркутске состоялись Дни Фаберже, приуроченные к 360-летию города и 175-летию со дня рождения знаменитого ювелира. Почетным гостем стал консультант Русского отдела Аукционного дома Christie’s, ученый секретарь Мемориального фонда Фаберже Валентин Скурлов. Среди организаторов события – ОАО «Байкалкварцсамоцветы». Компания, которая в этом году отмечает 55-летие, в свой юбилей всегда делает значимые подарки городу и области. Однако в этот раз она сама получила неожиданный презент – высочайшую оценку своей работы от эксперта международного уровня.

Юбилей “Байкалкварцсамоцветов”

Программа пребывания высокого гостя началась с визита на предприятие «Байкалкварцсамоцветы». Приезд Валентина Скурлова был организован совместно с Творческим союзом камнерезов и ювелиров Байкальского региона. 26 мая искусствовед вместе с иркутскими камнерезами посетил музей минералов компании, в очередной раз побывал на производстве, где из камня создаются произведения искусства.

– Иркутск в последние годы стал третьим камнерезным центром в России, наряду с Санкт-Петербургом и Екатеринбургом, – подчеркнул Валентин Скурлов. – Во многом этот статус поддерживается благодаря ОАО «Байкалкварцсамоцветы» – единственной сохранившейся в нашей стране компании из некогда большого объединения «Союзкварцсамоцветов». За последнее десятилетие технология обработки камня и художественный уровень изделий на предприятии выросли несказанно, что, соответственно, повышает качество произведений иркутских мастеров.

Искусствовед рассказал, что успехам иркутских камнерезов и ювелиров наверняка бы порадовалась правнучка ювелира Татьяна Федоровна Фаберже, которая скончалась в феврале 2020 года, ведь она особо ценила сибирские и уральские самоцветы. Он также отметил, что у иркутской школы камнерезного и ювелирного искусства есть свои особенности:

– В распоряжении ваших мастеров большое разнообразие камней. В то же время их произведения отличаются непосредственным натуральным подходом, когда камень своей формой и цветом подсказывает художнику, что из него лучше создавать. Кроме того, здесь на европейскую культурную основу накладывается азиатская – китайская, японская и бурятская – школа. Уверен, что за этим синтезом будущее. Но важно, чтобы в профессию входило как можно больше молодежи, у которой всегда есть смелые идеи. Чем больше будет юных мастеров, тем быстрее сибирская камнерезная школа выйдет на мировую арену.

Особенно мощное эстетическое впечатление Валентин Скурлов получил от посещения храма Преображения Господнего. Здесь не так давно был установлен уникальный иконостас из офикальцита и нефрита 5,4 на 8,5 метра. Грандиозный барельеф весом более шести тонн обвивают грозди винограда и растительный орнамент. Мастера «Байкалкварцсамоцветов» создавали его пять лет. Иконостас был передан компанией в дар храму.

– Я считаю, что этот иконостас – визитная карточка Иркутска, и признаюсь, это самое сильное впечатление за все мое путешествие в Сибирь, – отметил Валентин Скурлов. – Чувствуется, что мастера, которые его изготавливали, были проникнуты духом религиозного созидания. Я много путешествую по стране, часто захожу в храмы, но такой грандиозный современный иконостас вижу впервые. Он, пожалуй, под стать только иконостасу храма Спаса на крови в Санкт-Петербурге. Это прекрасный пример для подражания! Надеюсь, что в ближайшее время и в других храмах Иркутска появятся подобные каменные алтари.

Школа сильная – нужно развивать

«Пути развития культуры камнерезного и ювелирного искусства Байкальского региона» обсудили 28 мая на круглом столе в Усадьбе Сукачева Иркутского областного художественного музея. Здесь же открылась выставка «Камнерезный центр – Иркутск», на которой были представлены работы участников Международного фестиваля «Серебряный бабр». Поддержка конкурса в условиях пандемии стала одним из важных вопросов круглого стола.

– «Серебряный бабр» практически сразу же вырос из регионального в международный конкурс, и к нам стали приезжать специалисты со всего мира: из Японии, Франции, Канады, Китая, Монголии, – отметил ювелир Александр Белобородов. – Важно, что он абсолютно бесплатный для участников и очень объективный. В составе жюри нет организаторов, а конкурсные работы судят камнерезы из разных стран и искусствоведы из Оружейной палаты, Эрмитажа и других музеев России и мира.

Такие условия конкурса во многом стали возможны благодаря главному спонсору фестиваля – компании «Байкалкварцсамоцветы».

– «Серебряный бабр» – украшение Байкальского ювелирного салона, – считает генеральный директор «Байкалкварцсамоцветов» Александр Камошин. – Мы всегда успешно работали в тандеме с творческим союзом камнерезов Байкальского региона. Но в этом году мы уже приняли участие в двух коммерческих выставках, где посещаемость была очень низкой. И опасаемся, что интерес к «Серебряному бабру», если его не провести в этом году, может пропасть. А ведь конкурс помогает нам привлекать и поощрять талантливую молодежь. Сейчас у нас на производстве работают восемь молодых специалистов. Мы стараемся принять на работу всю молодежь, которая оканчивает кафедру геммологии ИРНИТУ. Кроме того, продвигаем наших мастеров, отправляя их лучшие работы на крупные выставки России. Но нам все равно не хватает молодых кадров.

Необходимость создания в Иркутске учебного центра камнерезного и ювелирного искусства стала еще одной важной темой круглого стола. Специалисты отметили, что в Иркутске недостаточно иметь высшую школу в данной сфере. Курсы камнерезного мастерства на базе «Байкалкварцсамоцветов» совместно с иркутским ювелиром Натальей Бакут также не могут закрыть потребность в учебном центре.

– Не все талантливые люди в сфере камнерезного и ювелирного искусства могут поступить в вуз по финансовым, возрастным и многим другим причинам, – отметил Александр Белобородов. – Но мы должны дать им шансы реализовать себя в искусстве, ведь байкальской камнерезной и ювелирной школе нужна «свежая кровь». Кроме того, зарождение интереса к камню, как правило, происходит еще в детстве. Пока в регионе еще работают старейшие камнерезы, нельзя упустить шанс перенять у них опыт. Если мы не будем развивать образовательную систему в этой сфере, то все наши усилия с особой кладовой в музее и «Серебряным бабром» не будут иметь успех.

Александр Белобородов подчеркнул, что для создания учебного центра не нужны большие затраты. Необходимо помещение и несколько станков, на которых можно обучать всех желающих. Тем более, что у творческого союза камнерезов есть возможность приглашать в учебный центр на мастер-классы лучших ювелиров России и мира.

– Мы как предприятие очень заинтересованы в такой школе, чтобы не испытывать кадрового голода, – отметил Александр Камошин. – Институт подразумевает многолетнее обучение, но к нам на производство приходят люди разного возраста от 18 и… до пенсионного, которые хотят резать камень, и у них это получается. Достаточно обучить их основам, и они будут развиваться дальше.

Однако создать такой учебный центр только силами «Байкалкварцсамоцветов» невозможно по многим причинам. Одна из них в том, что предприятие – режимный объект, вход на который ограничен. Начальник управления государственной культурной политики министерства культуры и архивов Иркутской области Сергей Алексеев идею одобрил и порекомендовал творческому союзу написать проект центра и участвовать в конкурсе на субсидию.

– В Иркутске нужно обязательно поддерживать традиции ювелирной школы и культивировать новые бренды, – подытожил Валентин Скурлов. – Если создать такой учебный центр, где мэтры будут делиться опытом с начинающими художниками, то Байкал станет центром мирового камнерезного искусства.