Субсидированных авиаперевозок должно быть больше

Территория Иркутской области огромна, и добраться до некоторых ее районов, кроме как на самолете, невозможно. В рамках депутатского часа на сессии Заксобрания депутаты обсудили тему строительства и реконструкции аэропортов региона, а также расширение маршрутной сети субсидируемых пассажирских перевозок воздушным транспортом. 

Какие аэропорты ждет обновление?

Семь аэропортов и пять посадочных площадок насчитывается сегодня в Приангарье. Среди них два аэропорта, в Иркутске и Братске, международные. Остальные – в поселке Мама, Усть-Куте, Киренске, Бодайбо, поселке Ербогачен, а также площадки в Железногорске-Илимском, Усть-Илимске, Нижнеудинске, селе Казачинское и поселке Хужир служат для сообщения с областным центром. Об этом депутатам сообщила замминистра транспорта и дорожного хозяйства области Ольга Золоторева.

Реконструкция аэропорта в Братске и строительство аэропорта в Бодайбо включены в комплексный план развития транспортной инфраструктуры. Работы в Братске уже начались, общий объем финансирования составит 1,19 млрд рублей. Для Бодайбо предусмотрено 1,4 млрд рублей, еще 3 млрд требуется из федерального бюджета, вопрос о выделении этих средств уже решен.

В проект комплексного плана развития вошли также аэропортовые комплексы в Усть-Куте с планируемым финансированием в объеме 2,6 млрд рублей, в Киренске, куда планируется направить 1,4 млрд рублей, и в Иркутске – финансирование составит около 5 млрд рублей. Аэропорт в поселке Мама находится в частной собственности. Что касается Ербогачена, отметила замминистра, то работа по включению объекта в план продолжается, сейчас готовится техническое задание. Также сегодня в связи с высоким пассажирооборотом ведется перевод посадочной площадки в Усть-Илимске в другую категорию, что позволит принимать воздушные суда третьего класса. Если задуманное удастся реализовать, у жителей Усть-Илимска появится возможность летать из родного города и в Новосибирск, и в Красноярск. Уже сейчас на усть-илимской площадке сделано немало. Представители Росавиации оценили ее как образцово-показательную не только в регионе, но и далеко за его пределами. Благодаря помощи Группы «Илим» там появилось служебно-пассажирское модульное здание, есть ограждение и фильтрующий заправочный узел, который позволяет судам летать напрямую из Иркутска в Усть-Илимск без технической посадки в Братске, как это было ранее.

Со своими проблемами к депутатам обратились власти Нижнеилимского района, где здание аэровокзала не эксплуатируется с начала 2000-х годов. Пассажирские авиаперевозки то прекращаются, то возобновляются. У муниципального образования нет возможности сделать паспорт безопасности и аэронавигационный паспорт. В адрес правительства области неоднократно направлялись письма с просьбой взять объект в региональную собственность, но пока положительного решения не последовало.

По мнению парламентариев, работа по субсидированию востребованных авиарейсов должна быть проведена в этом году, чтобы уже с 2022 года жители Иркутской области могли пользоваться субсидиями, в том числе на перелеты до Бодайбо, Хужира, Братска, Усть-Кута.

Снизить стоимость полетов

На депутатском часе также подняли вопрос субсидирования пассажирских перевозок воздушным транспортом. На выполнение этой программы направляется более 600 млн рублей, а в целом по всем видам транспорта – почти 1,5 млрд рублей. В 2021 году в Иркутской области субсидируются 10 из 13 существующих авиамаршрутов. Нет поддержки сегодня только по направлениям Братск, Усть-Кут и Бодайбо. Маршруты эти чисто коммерческие. Например, аэропорт Бодайбо в год перевозит 70 тыс. пассажиров, и только 10% из них жители Бодайбинского района. Остальные – работники золотодобывающей промышленности. В этом случае брать на себя затраты по перевозке кадров предприятий областному бюджету нецелесообразно.

Но депутаты с такой постановкой вопроса не согласились. Так, Николай Труфанов сказал о необходимости проработать механизм поддержки местных жителей, летающих из Бодайбо в Иркутск и обратно. Александр Гаськов заявил о важности субсидирования рейсов для жителей Братска и расширении количества маршрутов. На высокую стоимость авиабилетов по направлению Иркутск – Усть-Кут посетовал мэр Усть-Кутского района Сергей Анисимов. Так, цена для многих жителей является неподъемной – от 6,5 тыс. рублей до 12 тыс. рублей в одну сторону. И это при прожиточном минимуме в 15 тыс., для пенсионеров – 12 тыс. рублей. Местные власти неоднократно обращались в разные инстанции с просьбой о снижении стоимости перелета для жителей Усть-Кутского района. Но пока вопрос открыт.

Расширить маршрутную сеть возможно благодаря участию региона в федеральном субсидировании межрегиональных маршрутов. Ольга Золоторева отметила, что право на получение субсидии предоставляется авиаперевозчикам, заключившим договор с федеральным агентством воздушного транспорта о предоставлении субсидии.

Итогом обсуждения стало постановление со списком рекомендаций. Так, по мнению депутатов, необходимо проанализировать потребность в межмуниципальных и межрегиональных воздушных перевозках, рассмотреть вопрос о расширении перечня субсидируемых маршрутов, совершенствовании механизма субсидирования социально значимых воздушных перевозок. Также предлагается выработать дополнительные меры по развитию малой авиации в Иркутской области, модернизации аэропортовой инфраструктуры, улучшению материально-технической базы авиатранспортного комплекса, технических характеристик посадочных площадок.