Тест на наркотики: когда бить тревогу?

Школьники России с 13 лет проходят социально-психологическое тестирование, цель которого – раннее выявление наркопотребления. Насколько активно молодежь региона участвует в нем, рассказали эксперты за круглым столом в редакции газеты «Областная».

 

Отравились на самоизоляции

Наркоситуация среди несовершеннолетних в Иркутской области в последние годы стабилизировалась. В регионе действует антинаркотическая комиссия, председателем которой является губернатор Игорь Кобзев. По итогам мониторинга в 2020 году диагноз «синдром зависимости потребления наркотических веществ» имеют 5148 человек.

Кстати:

По заболеваемости наркоманией Иркутская область в 2020 году занимала 20-е место в России, пятое место в Сибирском федеральном округе.

Детей и подростков, которые стоят на учете в областной наркологической службе, по словам специалистов, стало меньше.

– Несколько лет назад их было 400 человек, сейчас 87, – отмечает секретарь Антинаркотической комиссии Иркутской области Марина Горохова. – Вместе с тем, тревожит статистика наркотических отравлений. В прошлом году во время самоизоляции было зарегистрировано 11 таких случаев среди подростков и один – среди детей.

Порой несовершеннолетние, желая организовать свой досуг, собирались на квартирах и заказывали наркотические вещества через интернет. Каждый такой случай разбирается отдельно, правоохранительные органы проводят проверки, работают с родителями.

 

Психологический потрет

Раннее выявление лиц, которые употребляют наркотики – задача так называемого социально-психологического тестирования (СПТ). Его проводят в школах региона с 2013 года. Самые маленькие тестируемые – семиклассники. Последние два года психологи работают с детьми по единой методике, которая рекомендована Минпросвещения РФ.

Готовиться к тестированию не нужно. Школьники отвечают на вопросы за мониторами компьютеров. Ученикам 7–9 классов предлагают ответить на 110 вопросов, подросткам с 10 класса – на 140. Тестирование проводится добровольно. Для 13-летних школьников достаточно согласия одного родителя. С 15 лет согласие дает сам обучающийся.

По закону тестирование проводится конфиденциально. Ребенку присваивается код, по числу цифр чем-то похожий на номер банковского счета. В компьютерную базу фамилия, имя и отчество подростка никогда не заносятся. В какую группу риска попал несовершеннолетний, знает только педагог-психолог, который проводит СПТ. Результаты тестирования остаются в школе. По его итогам составляются планы коррекционной работы, если выявлены факторы риска.

– Случается, что родители или студенты отказываются отвечать на вопросы теста. Мы понимаем, что люди это делают от незнания, – говорит Марина Горохова. – Важно понимать, что такое мероприятие в первую очередь направлено на выявление психологического состояния ребенка, позволяет определить факторы риска и факторы защиты. По итогам тестирования составляется психологический портрет несовершеннолетнего. Мы видим, насколько потребность в одобрении у молодого человека удовлетворена, нет ли проблем во взаимоотношениях с родителями, насколько хорошо выстроено общение со сверстниками, не находится ли он в депрессии. Возможно выявить агрессивный настрой или склонность к риску.

Психологи убеждены, что повышенная тревожность, склонность к риску могут привести к наркопотреблению. Такой ребенок способен связаться с плохой компанией и получить там предложение об употреблении наркотиков. Взрослым важно вовремя обратить внимание и помочь ему.

 

Опасения родителей

На региональную горячую линию, которая действует в период проведения тестирования и позже, поступают вопросы.

– У родителей есть две основные группы страхов: вдруг что-то накопают про моего ребенка, произойдет утечка информации, а также негативное влияние результатов тестрирования на его будущее, – говорит заместитель директора Центра профилактики, реабилитации и коррекции – регионального оператора тестирования Анна Старкова. – Здесь мы с уверенностью можем сказать, что с 2019 года внедрена единая методика, и ни один вопрос не содержит какую-либо информацию о наркотических или психотропных веществах. Информация дальше школы и родителей учащегося не пойдет. Руководитель образовательной организации несет ответственность за конфиденциальность.

Ни на какие учеты дети не ставятся по итогам теста. Тем более не получают диагнозов. В результате тестирования специалисты не делают вывод, наркоман ребенок или нет.

Каждый родитель может получить результаты тестирования ребенка от 13 до 15 лет. С 15 лет эти данные выдаются самому подростку. Информация поможет выстроить индивидуальный маршрут коррекции поведения, если ребенок попал в группу риска.

В текущем году тестированию в Иркутской области подлежало более 188 тыс. несовершеннолетних. Участие в нем приняли более 160 тыс. человек. Несмотря на отказы родителей и детей, есть большая динамика в сторону роста числа тестируемых.

 

Профилактический медосмотр

Профилактические медицинские осмотры – следующий этап исследования после социально-психологического тестирования. На них направляются дети с определенными факторами риска.

По словам заместителя главврача Иркутского областного психоневрологического диспансера, главного нарколога региона Эльвиры Тарбеевой, медосмотры заключаются в беседе, проведении предварительного исследования биологического материала на наркотические вещества.

– Если в результате мероприятий наркотическое вещество не обнаруживается, в отношении ребенка прекращаются дальнейшие действия. Если обнаруживается, биологический материал направляется в химико-токсикологическую лабораторию. Позже о результатах сообщается родителям, – рассказала она.

За последние пять лет количество проведенных профилактических медицинских осмотров увеличилось в 1,4 раза. В 2020 году медосмотры прошли 13 тыс. обучающихся. Выявление составляет ежегодно в районе 0,04–0,06% от числа проверяемых.

– Наша цель – выявить употребление наркотических веществ на наиболее ранних этапах, помочь, а не обозначить информацию для общественности, – отмечает Эльвира Тарбеева.

Редко, но на проведение медосмотра родители направляют детей, минуя тестирование. Такое возможно, но психологи советуют не отказываться от СПТ, ведь специалист вовремя заметит небольшие отклонения в поведении, встретится с родителями, вместе им удастся откорректировать проблему и вовремя ее закрыть.