Покупатель выбирает качество

Торговые сети Иркутской области стали активно создавать полки для фермерской продукции. О том, как меняется система сбыта местных товаров, говорили участники круглого стола в редакции газеты «Областная».

 

Перспективный рапс

По данным Иркутскстата, потребительский спрос на рынке Приангарья полностью обеспечен местной продукцией только по яйцу. По картофелю – на 90%, овощам – 53%, молоку – 85%, мясу – на 61%.

Большой дефицит местной продукции испытывают предприятия по обеспечению питанием школ и детских садов. И.о. директора МУП «Комбинат питания Иркутска» Марина Черемных с сожалением отмечает, что только 43% продовольствия поставляют местные производители. Говядину, крупы, фрукты, картофель завозят из других регионов.

 

 

– Но мы расширяем спектр продуктов, – говорит она. – Например, сегодня работаем с товаропроизводителями по поставкам тыквы и кабачков в больших объемах. Дети очень привередливы в еде, приходится постоянно пересматривать меню.

Замминистра сельского хозяйства региона Наталья Жилкина заявила, что в последние годы в регионе увеличивается производство молока и мяса: строятся фермы, расширяются откормочные площадки, применяются современные технологии.

– У нас около 20 производителей хлебобулочной продукции, мы выпускаем мясные полуфабрикаты, масло, мороженое. Устойчивый рост наблюдается по выпуску напитков, – добавила она.

 

 

Растет производство зерновых культур. В прошлом году в регионе собрано 865 тыс. тонн, планы на этот год – не менее 900 тыс. тонн. Для этого предусмотрены меры господдержки. Кроме того, в оборот вводится пашня, которая долгие годы не обрабатывалась.

– Из масличных культур у нас выращивают рапс, второй год – лен, – продолжила Наталья Жилкина. – Не было рынка, не было и продукта. Когда появился спрос на рапс, наши аграрии быстро среагировали. В 2020 году произведено более 67 тыс. тонн этой масличной культуры, нынче планируется вырастить почти в два раза больше – 106 тыс. тонн. Предприятия активно закупают оборудование для его переработки, а отходы будут применяться в животноводстве.

 

Проблемы сбыта

Наталья Жилкина также рассказала, что в ближайшее время продукция предприятий Приангарья должна пройти маркировку в национальной информационной системе «Честный знак». С 2021 года начнется обязательная маркировка молочной продукции.

В Иркутской области есть, кстати, свой зарегистрированный товарный знак «Продукты Приангарья». Его уже получили более 50 компаний.

 

 

– Мы должны увеличивать свою конкурентоспособность на рынке. Еще одна задача – по упаковке, чтобы продукция была привлекательна и узнаваема для покупателей, – сказала замминистра.

По словам директора МУП «Центральный рынок» Григория Слезака, основная проблема местных производителей – неумение продать свою продукцию:

– На рынке сегодня 44 местных товаропроизводителя. Остается проблема маркетинга. Мы все зависим от покупателя, который стал более разборчивым. Многие хотят готовить сами, есть интерес к местной продукции. Но фермеры должны учиться продавать. Или нанимать для этой цели обученный персонал, потому что сложно успевать вести свое хозяйство, а потом еще и продавать. Мы, кстати, планируем организовывать семинары и тренинги с продавцами и товаропроизводителями, чтобы улучшить качество продажи.

 

 

Замминистра добавила, что торговые сети региона в последнее время очень активно создают полки для фермерской продукции. Хотя раньше малый бизнес и мечтать не мог о том, чтобы попасть в супермаркеты. По мнению Натальи Жилкиной, толчком для сетевых ритейлеров послужила тенденция объединения фермеров, открытие ими совместных магазинов.

– Сети поняли, что если не они, то кто-то другой сделает это, – отметила Наталья Жилкина. – Это система производственной кооперации. Каждый занимается своим делом, возникает цивилизованная система производства и сбыта продукции.

 

Вкус натуральных продуктов

Между тем пандемия коронавируса наложила отпечаток на покупательский спрос. Председатель совета директоров ООО «Саянский бройлер» Владислав Буханов отмечает снижение покупательской способности:

– Средний чек уменьшился, но в целом люди стали покупать чаще. В соотношении цена-качество современный покупатель выбирает качество. Дело в том, что во время пандемии, когда были закрыты или ограничены в работе кафе, рестораны, заведения фастфуда, жители Иркутской области стали готовить еду дома сами. В итоге распробовали вкус натуральных продуктов. Это открыло новые возможности для товаропроизводителей. В этой части мы увидели повышение спроса, в том числе от федеральных ритейлеров. Впервые за 30 лет наша компания получает запросы из других регионов России на покупку продукции, причем в замороженном виде.

Правда, это также связано с ростом цен на птицу в связи с дефицитом кормовой базы в стране. В Иркутской области проблем с ней нет. По словам Владислава Буханова, правительство региона своевременно приняло необходимые программы поддержки сельхозтоваропроизводителей, которые смогли обеспечить себя собственной кормовой базой и не зависеть от других регионов.

– Я считаю, что Приангарье стоит на пороге прорыва. Если у наших соседей сельское хозяйство развивалось быстрее, то в Приангарье процессы были замедлены, а это значит, что возможен рост уже в ближайшие годы.

 

С 27 по 30 апреля в Иркутске проходит традиционная выставка «Сибпродовольствие».

Запланирована обширная деловая программа – круглые столы, посвященные дикоросам, цифровизации агропромышленного комплекса, маркировке молочной продукции. Представлен широкий ассортимент местной продукции, для гостей выставки проходят различные конкурсы и дегустации. 

Фоторепортаж с выставки «Сибпродовольствие»