Дороги, которые ждут

Федеральная дорога Р-258 «Байкал» от поселка Чистые Ключи до села Култук, а это почти 80 км серпантина, затяжных подъемов и спусков, относится к категории особо опасных участков трасс. Дальнобойщики говорят: если Култук тебя пропустил – рейс удался. С 2014 года здесь началось глобальное преобразование, в котором активную роль играет «Мехколонна-162».

Продолжение. Начало в №39

 

Култукский тракт

Построенная в 40-е годы прошлого века трасса повторяла естественный рельеф местности. И если в момент ее строительства транспортный поток был очень небольшим, а скорости – невысокими, то при нынешнем трафике дорога стала источником повышенной аварийности. Поэтому руководство Минтранса РФ и ФДА «Росавтодор» обратило на нее пристальное внимание.

Первым в график реконструкции был поставлен путепровод на 96-м километре у поселка Култук. Генподрядчиком его строительства стало ООО «ЗБМК МК-162». Старый путепровод через ВСЖД находился в аварийном состоянии, ремонту не подлежал. Горный рельеф, интенсивное движение транспорта, необходимость подстраиваться под «окна» в работе железной дороги – все это требовало ежедневных нестандартных решений. Так, например, для разработки  грунта выемок взамен буровзрывных работ, опасных при таком напряженном автомобильном и особенно железнодорожном трафике, производственниками предприятия был предложен щадящий механизированный способ, при котором разбор скальных пород производился рыхлением тяжелыми бульдозерами. Это и время ускорило и заметно снизило стоимость затрат на строительство. В ноябре 2016 года, на два месяца раньше срока, путепровод с высокой оценкой был сдан и принят государственной комиссией.

 

 

Следующий этап приведения в технически нормативное состояние федеральной трассы Р-258 возобновился в 2018 году, когда по заданию ФКУ Упрдор «Прибайкалье» две мощные дорожно-строительные организации – АО «Труд» и ООО «ЗБСМ МК-162» вышли на ликвидацию самого аварийного и опасного места трассы, прозванного в народе – «тещиным  языком».

 

Идти сквозь скалы

– На объекте 47–56 км мы отработали два с половиной года, – рассказывает начальник участка МК-162 Алексей Веслополов. – График был очень плотный, насыщенный. Все сделали в срок и с высоким качеством.

За этими простыми формулировками немногословного начальника участка стоит многое. Периодически приходилось буквально идти сквозь скалы.

– Общий объем земляных работ на нашем участке составил 1 млн 200 тыс. кубометров грунта. И все это методом буровзрывных работ. Вот в чем заключалась сложность, – подчеркивает Магомед Курбайлов, основатель компании.

 

 

Более 200 взрывов произвели строители, чтобы пробить новое направление автомобильной трассы. Фактически убрали целую гору, точнее скалу из прочного, байкальского гранита. Вот, например, параметры самой большой выемки на этой трассе: объем вывезенного грунта – 1,6 млн кубометров, глубина выемки– 43 метра, это примерно 15-этажный дом. Там, где дорога проходила через распадки, возводили новое земляное полотно. Высота насыпей местами достигала 20 метров и более. Чтобы обеспечить устойчивость новой дороги, сделали подпорные стенки из коробчатых габионов. Длина одной – 250 метров. Вручную уложили более 11 тыс. кубометров камня!

Строительство 9,7 км абсолютно нового участка федеральной трассы Р-258 «Байкал» завершили традиционно досрочно – в августе 2020 года. Протяженность дороги сократилась на 3 км, а пропускная способность увеличилась с 6 до 14 тыс. автомобилей в сутки. Открывая движение, губернатор Игорь Кобзев подчеркнул важность события:

– Эта дорога – действительно перспектива будущего развития региона. И я благодарен всем строителям за то, что она стала по-настоящему безопасной.

Такие «узкие» места необходимо расшивать. Приангарье – регион транзитный, и через него очень много транспорта идет на Дальний Восток, большой поток туристов едет на Байкал на своих машинах. Иркутяне, как хозяева территории, обязаны обеспечить безопасность дорожного движения за счет возведения современных трасс таких, как на 47-56 км.

 

Безопасная и удобная

В декабре 2020 года ООО «ЗБСМ МК-162» выиграло торги на очередной этап строительства Култукского тракта, 26-47 км. О перспективах дальнейшего преобразования дороги Р-258 «Байкал» рассказал начальник ФКУ Упрдора «Прибайкалье» Николай Рейнет:

– У нас есть три проекта реконструкции, два из которых мы должны освоить до 2024 года. Один введен – это 47–56 км, следующий объект: 26–47 км – это обход поселков Чистые Ключи и Моты, который соединит обход Иркутска и участок 47-56 км, введенный в августе прошлого года. С 2024-го приступим к третьему этапу – это будет 96–100 км, в районе поселка Култук. Таким образом, до 2026 года мы должны привести федеральную автодорогу «Байкал» в технически нормативное состояние, сделать безопасной и удобной для передвижения.

К строительству обхода Чистые Ключи – Моты ООО «ЗБМК МК-162» приступило в январе 2021 г. в статусе генерального подрядчика.

– На данном участке длиной 19,2 км предусмотрено строительство путепровода и подземного пешеходного перехода в селе Моты, а также возведение двух мостов через реки Нижние Моты и Каторжанка, – представляет новый объект начальник участка Алексей Веслополов. – Необходимо построить 18 металлических гофрированных труб, а также железобетонную  трубу длиной 207 метров.

Объем земляных работ – 3 млн кубических метров грунта, из них около 1,8 млн с помощью буровзрывных работ. Новая дорога исключит из схемы движения малый «тещин язык» в районе Чистых Ключей, уменьшится уклон, увеличится пропускная способность.

 

 

За 2021 год на новом обходе будут полностью завершены подготовительные работы. Это расчистка полосы отвода, сооружение водопропускных труб, подготовка основания под отсыпку земляного полотна. Строительство объекта должно завершиться в 2024 году. Но, по утверждению руководства ООО «ЗБМК МК-162», срок сдачи можно сдвинуть раньше на год, при условии финансирования объекта.

На этом реконструкция Култукского тракта не закончится. Следующий этап: 96–100 км – представлен сложным серпантином, который тоже необходимо привести в технически безопасное состояние.

 

На правах рекламы