Границы приаэродромной территории уменьшат

В заложниках седьмой подзоны

Границы приаэродромной территории Иркутска будут пересмотрены и оптимизированы в сторону уменьшения. Это касается в первую очередь седьмой подзоны, которая заморозит жилищное строительство в большей части города. 29 марта АО «Международный аэропорт Иркутск» уже объявил тендер на корректировку данного проекта.

 

Полгорода под запретом

Напомним, еще в 2017 году были внесены поправки в федеральный закон № 135, касающиеся приаэродромной территории. Спустя два года началась работа по установлению границ семи защитных зон, первые шесть из которых связаны непосредственно с безопасностью полетов, седьмая – с шумовым и электромагнитным воздействием. Строить жилые здания и объекты соцкультбыта в последней подзоне запрещается.

Когда границы седьмой подзоны были готовы, местные власти и бизнес-сообщество встревожились – в нее попало более 50% Иркутска. Это почти два района – Правобережный и Октябрьский округи, частично Ленинский и Свердловский. Кроме того, запрет на жилищное строительство распространился почти на 20% Иркутского района, который сегодня активно застраивается – Парфеновка, Малая Топка, Дзержинск, Пивовариха, Плишкино, Первомайский, Молодежный, Новая Разводная, Патроны, Новолисиха и Новогрудинино.

– Проект разрабатывался с 2019 года, и предыдущий состав администрации, видимо, не уделил этому должное внимание, – отметил заместитель мэра – председатель комитета по градостроительной политике администрации Иркутска Евгений Харитонов. – КУМИ тогда согласовал зону. Хотя это было формальное согласование, потому что дается всего месяц. За такое короткое время просто невозможно переработать столько информации – седьмая подзона включает порядка 58 тыс. земельных участков.

 

 

Евгений Харитонов подчеркнул, что в седьмую подзону попали самые перспективные районы, в границах которых планируется реализация комплексного освоения застроенных территорий – снос ветхого жилья и строительство нового. Запланировано строительство и реконструкция социальных объектов в пределах седьмой подзоны. Например, пристрой к 23-й школе, Суворовское училище, школа и четыре детсада на территории ИВВАИУ. Всего под запрет может попасть строительство 19 образовательных учреждений.

– В настоящее время администрация города готовит детальную информацию о том, сколько и какие объекты попадают в седьмую подзону, – добавил Евгений Харитонов. – Это миллионы квадратных метров жилья. Например, улица Баррикад – перспективный район, где немало аварийного и ветхого жилья. Там планируется не менее 1 млн квадратов жилья. Для города такое решение Росавиации, конечно, фатально. Много вопросов. К примеру, почему для новых домов шум летящего самолета влияет на здоровье горожан, а для старых – нет. Еще один факт – допустимый уровень шума для жилой застройки – 45 дБА. Но шум в квартире от оживленной улицы составляет 70 дБА, не говоря уже о проходящем трамвае.

 

Работа по корректировке началась

Заложником седьмой подзоны стал не только Иркутск, но и еще 40 городов России. Ситуация находится на контроле Росавиации. На прошлой неделе глава федерального ведомства Александр Нерадько провел совещание в Приангарье.

– Седьмая подзона приаэродромной территории устанавливается Роспотребнадзором из соображений санитарно-эпидемиологического благополучия населения, – отметил Александр Нерадько. – Это защита от шумового воздействия, электромагнитного излучения, выбросов вредных веществ от двигателей воздушных судов. Сложности с ее установкой есть не только в Иркутске, поэтому в ближайшее время будут внесены изменения в законодательство. Одно из них – участие органов местной власти в формировании седьмой подзоны и переходный период.

Губернатор Игорь Кобзев заявил, что будет сформирована рабочая группа для оптимизации границ приаэродромной территории. Роспотребнадзор со своей стороны до 1 июня подготовит поправки и единую методику установления границ приаэродромных территорий для населенных пунктов всей страны. Иркутский аэропорт 29 марта разместил на сайте госзакупок тендер на выполнение работ по корректировке 4-й, 5-й и 7-й подзон приаэродромной территории. Стоимость тендера – 1,5 млн рублей. Итоги будут подведены 9 апреля.

 

 

Правительство области также обсудило с главой Росавиации вопрос переноса действующего аэропорта Иркутска за черту города. По словам Александра Нерадько, строительство объекта может быть включено в перечень проектов транспортной инфраструктуры, которые планируется реализовать в 2025–2030 годах. По информации пресс-службы областного правительства, возведение нового аэропорта оценивается в 53 млрд рублей. В соответствии с указом президента РФ строительство должно вестись на условиях государственно-частного партнерства, поэтому необходимо привлечь не менее 20 млрд рублей инвестиций. Плюс дополнительные средства на прокладку инженерных коммуникаций и строительство дорог.

 

Заморозить на время

Между тем 1 апреля границы всех подзон приаэродромной территории поставлены на кадастровый учет. А это значит, что администрация города приостанавливает выдачу разрешений на жилищное строительство. Замораживается также проектирование ряда социальных объектов, в частности пристрой к 23-й школе, и возведение арендного жилья. По закону жилищное строительство в границах седьмой подзоны допускается только по разрешениям, выданным до 1 января 2020 года. Тем не менее мэрия города выдавала их вплоть до 1 апреля текущего года, поскольку границы приаэродромной территории не были поставлены на кадастр, то есть не имели юридической силы.

– Конечно, застройщики, получившие разрешение на строительство после января 2020 года, понесут финансовые потери, поскольку проведено проектирование, начато строительство, привлечены дольщики, – отмечает Евгений Харитонов. – Предприниматель вправе подать заявление на ущерб и понесенные убытки администрации города. Мы будем переадресовывать на Росавиацию. Кроме того, наша юридическая служба анализирует закон, чтобы позволить реализоваться разрешениям, выданным до постановки седьмой подзоны на кадастровый учет. Застройщики же получили разрешение на строительство вполне законно.

Заммэра также озвучил намерение администрации города подать исковое заявление в суд на установление моратория на седьмую подзону (снятие с кадастра), так как нарушаются законные права граждан на жилище. По мнению Евгения Харитонова, установка новых границ приаэродромной территории займет время. Это негативно скажется на объемах жилищного строительства в городе. По оценкам специалистов, количество «квадратов» в 2022–2023 годах может снизиться в два раза.

– Насколько мне известно, поправки федерального закона № 135 уже проходят общественное обсуждение, – добавил Евгений Харитонов. – Установку границ седьмой подзоны могут передать на уровень субъекта РФ. Если это произойдет, хотелось бы, чтобы саму зону «заморозили» на время, пока не будет построен новый аэропорт. Возможно, будут выработаны компенсирующие мероприятия по жилищному строительству в данной зоне. Например, использование технологий по шумоизоляции. Нужно продумать все варианты, чтобы не ограничивать развитие Иркутска и при этом не нарушать закон.

 

Кстати:

Начальник испытательной лаборатории в области охраны труда Иркутского ЦСМ Росстандарта Алексей Воробьев рассказал, что на вновь проектируемых территориях жилой застройки допустимые уровни эквивалентного уровня звука по ГОСТ 22283-2014 в дневное время составляют 55 дБА, в ночное – 45 дБА. По словам специалиста, имеется в виду средний уровень шума за определенный период времени, который создает источник этого шума. В дневное время допускается превышение установленного уровня звука не более чем на 10 дБА для заводских аэродромов. Если норма по шуму превышена, то это однозначно вредит здоровью. Строительство жилых и общественных зданий в непосредственной близости от такого источника шума нежелательно.