В музтеатре поставили «Женихов» Исаака Дунаевского

Свадьба вместо похорон

В Иркутском областном музтеатре состоялась первая премьера в 80-м юбилейном сезоне. Оперетту Исаака Дунаевского «Женихи» поставил московский режиссер Николай Покотыло.

– В музыке Дунаевского огромное количество цитат и отсылок к классическим опереттам, – считает Николай Покотыло. – Это сумасшедший взгляд молодого 27-летнего гения на современную действительность. Оперетта была написана в 1927 году во время НЭПа, когда наступила вершина вседозволенности. Шикарный материал – сатира над советской и российской жизнью, и ведь за 100 лет практически ничего не поменялось.

Кстати, в числе последних работ режиссера – шестикратный номинант на премию «Золотая маска» мюзикл «Винил» Красноярского музыкального театра и мюзикл «Вий» – крупный столичный театральный проект, ставший победителем в номинации «Лучший музыкальный спектакль – 2020» премии «Звезда театрала».

Вместе с Николаем Покотыло над постановкой работал московский художник Евгений Терехов. Он решил пространство спектакля в драматичных черно-бело-красных тонах. Графически оформление сцены очень напоминает работы советского художника-конструктивиста Александра Родченко, здесь мы видим четкую геометрию: квадрат, треугольник, круг.

 

 

– На создание сценографии меня вдохновила стилистика плакатов советского кино 1920-х–1930-х годов, – рассказал Евгений Терехов. – Собственно, это плакаты Родченко и других художников-конструктивистов начала ХХ века.

Дух эпохи НЭПа, безусловно, сквозит через художественное оформление сцены, но при этом выглядит современно. В итоге трактир, в котором разворачивается действие спектакля, напоминает модный бар. Завязка сюжета начинается с похорон – в глубине сцены авангардный гроб в виде креста. Немного наклоненный на зрительный зал, пол трактира расчерчен черно-белой косой полоской.

Новоиспеченная богатая вдовушка Аграфена Саввишна не хочет даже ради приличия горевать по усопшему мужу. В ответ на просьбу матушки-настоятельницы поголосить для вида, отказывается, ссылаясь на отсутствие траурного платья. Напротив, она все время поет, выражая активную радость по поводу своего нового статуса.

 

 

Через некоторое время перед вдовушкой один за другим появляются женихи: гробовщик Филат Игнатьевич, повар Куприянович, извозчик Ефим Исаевич и дьякон. Все они вместе с аппетитной вдовой хотят прибрать к рукам ее богатое приданое. Но тут, как черт из табакерки, в революционной черной кожанке и галифе появляется председатель домкома Жундриков, который пытается лишить вдову излишков жилплощади. Ей приходится скоропалительно определиться с избранником. Выбор падает на гробовщика.

 

 

Остальные женихи – колоритное комическое трио – не хотят мириться с поражением и собираются дискредитировать счастливчика, устроив ему мальчишник с подвохом в его салоне ритуальных услуг «Век живи – век учись». Специфическое пространство и здесь решено авторами весьма условно. Например, главный предмет продаж символизирует объемная игральная фишка в человеческий рост с пятью углублениями. В него от фининспектора прячется сам Филат Игнатьевич. В этой сцене благодаря свету и своему стильному пиджаку с плиссированным воротом он немного напоминает графа Дракулу.

– Авторы описывают лавку гробовщика как место, где можно найти всевозможные гробы, конечно, нам не хотелось их показывать на сцене, – отметил Николай Покотыло. – И мы придумали символическую форму.

 

 

Эта форма выполняет функцию стола во время застолья, в котором все стараются друг друга перехитрить. Но ловчее всех оказывается другой претендент на руку вдовы – бильярдный маркер Роман Каземирович Гусь-Плешаковский. Тот делает «ход конем», присылая на мальчишник белошвеек во главе с модисткой мадам Пендрик, и приводит вдову в обитель разврата. Аграфена Саввишна вступает в брак с Казимировичем. Однако он, выманив у гробовщика его шикарный пиджак, по ошибке женится по паспорту Филата Игнатьевича. Когда ошибка раскрывается, женихи ссорятся и даже вдвоем пытаются взобраться на брачное ложе. Но свадебный пир прерывает пришествие воскресшего трактирщика Иван Самсоновича. С подушечкой, которая обрамляет его голову, как нимб, он является на свадьбу, которая должна была стать поминками по нему. Трагикомическое событие окончательно превращает все происходящее в фарс, участники которого движутся словно в замедленном сне.

– В спектакле зрители увидят жесткую сатиру, которая не всегда удобна и корректна по отношению к нашему времени, – подчеркнул Николай Покотыло. – 1927 год – это борьба с церковью и с тем, что мы сейчас пытаемся вернуть в нашу жизнь и возвести до уровня скреп, а тогда над этим смеялись. При этом пьеса «Женихи» – гениальная, как творения Мольера, Островского и Грибоедова, и очень мало ставится в театре. Поэтому у иркутских зрителей есть уникальная возможность приобщиться к бессмертному творению Исаака Дунаевского.

В целом спектакль, несмотря на специфический контекст, получился очень веселым и даже оптимистичным, ведь в итоге никто не умер, а муж и жена вновь воссоединились.