В Иркутске реставрируют доходный дом

Почти дворец

Он горел и долго стоял никому не нужный. Глядя на визуализацию доходного дома по улице Седова, 33А в Иркутске, реставрация которого сейчас идет полным ходом, страшно представить, что этот памятник деревянного зодчества мог исчезнуть. Но нашлись инвесторы, которые увидели его потенциал. В итоге рядовой дом скоро превратится в резной дворец.

– Любой памятник интересен: у одного богатая история, у другого объем и декор, у третьего – строительные периоды и так далее – двух одинаковых просто нет, – рассказал руководитель архитектурно-реставрационной мастерской АРМ-10, главный архитектор проекта Алексей Поликарпочкин. – Чувствуешь себя немного волшебником, когда при чертеже на твоем мониторе полусгнившая развалюха превращается в прекрасный особняк. Красоту исторического дома нужно уметь видеть. Этот дом долгое время стоял ординарной коробкой. Страшно представить, что город мог потерять такую красоту. Мы призываем не судить о ценности здания по его сегодняшнему состоянию, ведь в руках умелых реставраторов любой, даже самый неприметный объект, приобретает свой прекрасный первоначальный облик.

Усадьба на Седова, 33А расположена в исторической части города, по красной линии улицы Седова (бывшая Средне-Байкальская, затем с середины 1860-х годов – Средне-Амурская). На плане 1890 года на месте дома отчетливо просматривается его первоначальный объем, поэтому можно считать, что он был построен не позднее этого времени. В 1899 году им владел чиновник первого разряда Николай Иванович Пучков. Известно, что он работал в телеграфной конторе на Ивановской площади. Получал минимальный доход и жил в основном на средства, получаемые от сдачи квартир в собственном доме.

К 1915 году собственник вновь меняется. Им становится владелец противоположной усадьбы по Средне-Амурской улице, 36 – Гавриил Николаевич Паисов, который живет исключительно на доходы от сдачи квартир. Человек зажиточный, он был почетным блюстителем школы им. А.С. Пушкина по 1-й Иерусалимской, зачастую брал на себя ее материальное обеспечение.

Известно также, что основной дом усадьбы перенес значительный пожар в 1998 году, в результате чего пострадали декоративные завершения фасадов, аттик с окном, центральное крыльцо, прирубы. Потом они были восстановлены с измененными объемами.

– Каждый объект реставрации – это загадка. Чтобы ее разгадать, работают архитекторы, историки, инженеры, искусствоведы, библиографы, – рассказала автор проекта Лидия Захарова. – Их исследования складываются как пазл, и выявляется первоначальный облик памятника. Этот объект – не исключение, на этапе исследований мы обнаружили в архивах фотографию фрагмента нашего здания с полуразрушенным аттиком, а далее началась кропотливая работа с поиском аналога для восстановления элементов декора кровли. Были изучены все похожие здания аналогичного периода строительства, систематизированы, выявлены их сходства и отличия. В результате декор кровли был восстановлен.

На архитектурный облик особняка оказал влияние характерный для конца XIX века неорусский стиль, когда на фоне открытого сруба выделены ажурной пропильной резьбой многочисленные детали.

– К архитектурным особенностям дома стоит отнести и богатое оформление его фасадов, и крыши, когда здание довольно простого объема – пятистенок в плане – имеет плоские фасады, а за счет ажурного деревянного оформления выглядит почти дворцом, – подчеркнула Лидия Захарова.

Сейчас реставрация идет полным ходом. Параллельно в столярной мастерской восстанавливается декор. Работы планируют завершить осенью 2021 года.