«Это счастье, когда узнаешь девичью фамилию прабабушки…»

Родословная – это возможность оставить свой след в истории семьи. Зачем она нужна, и с чего начинать поиски далеких предков?

 

Зов предков

В генеалогическом древе жителя Иркутского района Павла Черных – более 800 родственников. Шесть лет назад он нашел в интернете специальную программу и с тех пор неустанно ведет поиски родни.

– Со стороны жены найдена родня до четвертого колена. Я дошел до прадедов, дальше – только семейные легенды, – рассказывает Павел. – Это счастье, когда узнаешь девичью фамилию прабабушки. В процессе поисков случались поразительные находки. Например, прапрадед жены – участник польского восстания 1863–1864 годов. Мои предки были казаками с Дона. Распечатанное генеалогическое дерево я подарил сыну на свадьбу, ему продолжать род.

 

 

Доктор физико-математических наук, профессор, член Иркутского общества «Родословие» Владимир Пархомов пошел еще дальше. За годы кропотливой работы он установил девять поколений своих предков с итальянскими корнями и написал монографию «250 лет династии Бароцци де Эльс».

Почему так важна память о каждом своем предке?

– Когда знаешь историю семьи, приходит осознание ценности жизни каждого из предков и благодарности. Не будь хотя бы одного из них, не родился бы и ты, – отмечает председатель общества «Родословие» Наталья Пономарева.

 

Находки «Родословия»

Эта организация собирает архивные и литературные материалы о людях, деятельность которых оказала влияние на развитие и культуру нашего края. Детей и школьников здесь тоже привлекают к изучению истории семьи.

Сама Наталья Пономарева, работая в архивах Республики Мордовия, своих предков отследила до 1720 года. Ее дед приехал в 1904 году в Иркутск из Симбирской губернии строить железную дорогу, но Русско-Японская война 1905 года перечеркнула эти планы.

Кандидат исторических наук, ученый секретарь Архитектурно-этнографического музея «Тальцы» Юрий Лыхин – автор более 100 опубликованных работ. Человек энциклопедических знаний, он свою родословную составил до XVII века. Его книга «Пятнадцать поколений рода Лыхиных» – духовное завещание потомкам.

– Мы консультируем людей по методике составления родословных, по особенностям поисков, по оформлению собранных материалов, – рассказывает Наталья Пономарева. – Начинайте поиски с документов, которые есть дома. С фотографий, надписей на обороте. Поговорите со старшими членами семьи. Ознакомьтесь с программами составления родословных в интернете, составьте самую первую родословную схему. Обращайтесь в архивы, ЗАГСы, делайте запросы в другие регионы.

 

Сто раз поклониться документу

Изучение генеалогических источников идет по старинным метрическим книгам, исповедным росписям, ревизским сказкам. У архивистов есть поговорка: «Надо сто раз поклониться документу».

 

 

Директор Государственного архива Иркутской области Ольга Семенова рассказывает, что ежедневно госархив получает десятки запросов генеалогического характера. Сюда обращаются жители Америки, Австрии, Израиля, Бразилии, Франции. Многие из них – потомки эмигрантов первой волны.

– В семьях долгие годы не было культуры сохранения семейных архивов. Гражданская война, репрессии, Великая Отечественная война – все это уничтожило память поколений. Где-то бабушки молчали, кому-то было все равно, поэтому многие плохо знают свои корни, – констатирует директор архива.

Во времена войн и революций исторические документы, церковные книги и метрические записи пострадали не меньше людей. Историк и летописец Иркутска Нит Романов (1871–1942 гг.), чьи дневники тоже хранятся в областном госархиве, вспоминал, что «видел на рынке селедку, завернутую в странички губернского архива».

Тем не менее память жива. Так, в Куйтунском районе чудом сохранилось 57 метрических дореволюционных книг. Этот фонд архивисты планируют оцифровать в первую очередь.

– Что надо знать, чтобы начать поиски предков?

– Имя, фамилию, год рождения, место проживания, – перечисляет Ольга Семенова. – Когда нам пишут: «Бабушку звали Вера, фамилию не знаю», вряд ли мы кого-то найдем. Учет до революции шел через консисторию, итогов переписи населения у нас нет, подомовых книг тоже. Мы храним лишь административные документы. Порой ищем людей по фондам налоговых инспекций, управ, это долгая и кропотливая работа. 

Поиски может усложнить закон о защите персональных данных. Если архивному документу меньше 75 лет, надо доказать, что разыскиваемый – твой родственник.

Начальник отдела Госархива Надежда Чичкова подсказывает, что в поисках также можно использовать похозяйственнее книги, которые вели в деревнях с 1932 года:

– В Архиве новейшей истории можно отыскать родственника, если он был партийным. Если знаете, где он работал, можно попытаться найти его по личному делу.

В Госархиве работают подвижники. Так, писателю Валентину Распутину они установили родословную до шестого колена. Работали три года. Дошли до XVII века и узнали, что пращур великого писателя служил дьяком в Илимской воеводской канцелярии.

Архив оказывает методическую помощь в поисках. Специалисты проводят мастер-классы, учат работать с метрическими, похозяйственным книгами и другими источниками.

 

Кстати:

Детальное изучение родословной поможет выявить семейные закономерности, уверена врач Лариса Минкина.

– Например, в роду часто появляются близнецы. Или есть предрасположенность к какому-то заболеванию, которое передается через поколения. Информация поможет и убережет потомков.

Стремление к изучению родословной семейный психолог Наталья Кузнецова считает модой на культурную обусловленность, возврат к корням:

– В XIX веке, например, знание родословной было обязательным условием. Дворяне не отдавали дочь замуж, не узнав о нескольких поколениях родственников ее будущего супруга. Человеку эволюционно свойственно кому-то принадлежать. Люди хотят узнать, кто я, каких кровей, откуда? Кто- то, изучая семейное дерево, хочет развивать в детях определенные склонности, бытовавшие в роду, – пение, умение рисовать и так далее.