03.03.2021 16:47
Рубрики
Общество
Теги
#охота
03.03.2021 16:47

Жигаловская амазонка

Дама на рыбалке – довольно редкое явление, а уж охотница-промысловик – вообще невероятное. Татьяна Акимова из села Дальняя Закора – одна из самых удачливых «соболятниц» Жигаловского района. А еще она отличная наездница, фитнес-тренер, успешная бизнес-вумэн и заботливая мама.

 

Кто кого?

Муж привез Татьяну в тайгу. Она – ружье на плечо и пошла проверять капканы и петли. Идет, стряхивает снег, следы читает: вот соболек пробежал, а это самочка. Красота кругом, тишина. Игорь должен был на буране сделать круг и встречать ее у опушки. Вдруг летит навстречу:

– Ты с топтыгиным не повстречалась? Следы его видел, за тобой прямо шел. Здоровенный!

– Нет, – отвечает. – Чего испугался? У меня же ружье. Либо он меня, либо я его.

А своего первого волка Татьяна добыла, можно сказать, случайно. Повезла учителей из Закоры в райцентр на аккредитацию. Вечерело. Ружье у нее всегда с собой. Обратно возвращалась одна. Вдруг видит: семь волков вышли прямо на дорогу. Один уселся на бровку и на нее смотрит. Татьяна ружье схватила и прямо с подножки машины выстрелила. Услышала визг и не поняла: убила или нет? Навстречу машина, она тормозить:

– Мужчина, у вас есть фонарик? Волка стреляла, посмотреть надо.

 

 

Тот возле виска покрутил: придумает же такое! И дальше ходу. Татьяна домой приехала, рассказала все дочери. Утром они на то место вернулись. Видят – возле дороги кровяные следы. Заходят подальше в лес, – волк между берез лежит. Та волчья шкура у нее до сих пор в качестве трофея дома хранится.

 

Парень в юбке

Такой отчаянной и бесстрашной Татьяна была с детства. Родители, говорит, хотели сына, вот и росла она, как мальчишка – только с заборов снимать успевали. Нарядит мать дочку в новое платье, та – прыг через прясла – тут же на обновке дыра. Дед зовет невестку: иди, снимай свою красоту, опять повисла!

 

 

С малых лет с отцом на рыбалке пропадала, трактор водить научилась, на лошадях наперегонки с пацанами скакала. Кони ее и кусали, и скидывали – а она все равно вокруг них вертелась. «Не девчонка, а парень в юбке», – судачили старухи. Когда у родителей четвертым наконец родился долгожданный сынишка, именно Танька защищала и оберегала младшего брата. А после 4 класса у нее и вовсе началась самостоятельная жизнь. В деревне Тыпта была только начальная школа, поэтому отправили ее в интернат Дальней Закоры. Здесь в самом начале 9 класса Татьяна познакомилась с будущим мужем. Пошли они как-то с подружкой за водой, встретили парней, и закрутилось. Три года Игорь ее ждал. Он старше на 10 лет, работал в то время водителем в колхозе. Вскоре после того, как Татьяна окончила среднюю школу, они поженились. Уже замужней, она отучилась сначала в Иркутском техникуме связи, а потом в Байкальском экономическом университете.

 

Охотничий азарт

К охоте Татьяну приобщил муж. Он со своим отцом давно зверя промышляет. Однажды взял жену с собой, а ей в тайге очень понравилось. Купили для нее ружье – «Сайгу», двадцаточку. Попользовалась Татьяна им пять лет, взяли Калашникова, а недавно карабин Бенелли подарил. Приедут с Игорем в лес, он в одну сторону на «Буране» поехал, а Таня – пешком в гору. Снег, не снег – ползи, коль охотницей назвалась. Идет, проваливаясь чуть не по пояс, от зарубки к зарубке, проверяет силки и капканы. Если какой пропустит – Север поможет. Опытная лайка соболя с белкой и на дереве легко обнаружит. Загонит, а тут уже от ее мастерства остальное зависит. Чтобы не испортить шкурку, попасть нужно прямо в глаз, и она попадает!

 

 

Кроме соболя и белки Татьяна добывает зайцев, лису, кабаргу, рябчиков, глухарей, изюбря. С середины августа сезон охоты длится до конца февраля. Лицензии оформляет обязательно.

– Добудешь зверя, такой азарт испытываешь, никакие казино не сравнятся, – делится Татьяна. – Но мы никогда не охотимся на самок и детенышей. Это уже убийство, а не охота получается. И сроки всегда соблюдаем. Нынче ехали с мужем, увидели маму-рысь с тремя рысятами. Что их трогать – дети ведь. Мимо проехали, выслеживать не стали. Мы же не голодные, почем зря не убиваем. Сколько зверей на дороге видели – не тронули, пусть живут, размножаются.

Бывает, что и муж ее охотничий азарт урезонивает. К их зимовью часто медведь наведывался. В последний раз дело утром было, часов в шесть, уже рассвело. Собаки залаяли, она соскакивает – и к окну. Медведь по тропинке в гости идет. Кинулась к Игорю: давай шлепнем! Ты с одной стороны зайдешь, я – с другой! Нет, говорит, мы его не трогаем, и он нас не тронет. Вышел, вверх стрельнул, мишка и убежал.

В самые удачливые сезоны, делится Татьяна, она добывала по 25 соболей. Но в последнее время зверя стало гораздо меньше: лес вырубают, на газовом месторождении целыми сутками гомон стоит, да и сама пушнина совсем обесценилась. Нынче шкурку соболя всего за 1,5 тыс. рублей принимали, а попробуй его добудь: сколько бензина сожжешь, сколько километров по тайге исходишь! Поэтому трофеями у Акимовых заставлен весь дом. Чучела белок, глухарей, рябчиков, сов, изюбриные и кабарожьи рога служат для украшения интерьера. Мясом копытных они снабжают всю многочисленную родню, а пушнину и в зверопромхоз сдают, и для себя оставляют.

– В прошлом году таких соболей красивых добыла, – хвалится охотница. – Пришлось на норковую шубу нашить соболиный воротник, чтобы шапочка с ним сочеталась.

 

Борьба двух волков

Еще одна давняя страсть Татьяны – лошади. Особая гордость – племенной рысак Гиппократ, которого все домочадцы называют Гаврошей. Несколько лет назад в Тыпте русских рысаков разводили, она и высмотрела там его еще жеребенком. Но хозяева продавать наотрез отказались. Года через три заводчики то ли обанкротились, то ли интерес к этому бизнесу потеряли и принялись распродавать лошадей. Татьяна фото этого жеребца случайно в интернете увидела и узнала. Сразу же купила и привезла домой. Пробовала, рассказывает, со своими кобылами случать, у них якутская рыжая, а тот еще молодой был. Его то искусают, то наподдают по чем зря. Выхаживала, уколы ставила. С прошлого года от него уже жеребята пошли. Не рыжие, в матерей, а темно-гнедые, одним словом, красавцы. Дети Татьяны и Игоря тоже верхом ездить полюбили. В галоп погонять, рысью поскакать – одно удовольствие!

 

 

В Дальней Закоре супруги держат несколько магазинов. Торгуют продуктами и хозтоварами. Хоть и тяжело мотаться в Иркутск на оптовки, делать нечего, детей учить надо. Они у Акимовых уже взрослые. Вика оканчивает Иркутский университет путей сообщения, Слава учится на геолога. Как только студенты на каникулы приезжают, они с мужем – в лес, чтобы отвести душу. Правда, вырываться «на волю» у Татьяны получается все реже. Нынче она устроилась в местную школу преподавать фитнес ребятишкам и взрослым. Для этого даже сертификат специальный в Иркутске получила. А еще лет десять волейбольную команду тренировала. Сколько раз они первые места на районных соревнованиях занимали!

На вопрос, как в ней одной уживается столько разных интересов, Татьяна хитро прищуривается:

– Хотите, я вам притчу одну расскажу. Однажды старый охотник решил открыть своему внуку жизненную истину. В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк – это зло: зависть, ревность, ложь… Другой – добро: мир, любовь, верность… Мальчик спросил: а какой волк в конце побеждает? Старик улыбнулся и ответил: тот, которого ты кормишь.