Уровень Байкала требует перемен

Байкал – единственный в стране водоем, уровень которого регулируется государством. До конца 2020 года действовало постановление РФ № 1667, по которому регулятор мог выходить за рамки так называемого «метрового диапазона», чтобы увеличивать или уменьшать сбросы на Иркутской ГЭС. В условиях снежных зим и обильных дождей летом это помогало сократить риски по подтоплению территорий на побережьях озера. Срок его исполнения истек, а действие документа федеральные чиновники не продлили. Кто и как сегодня регулирует уровень воды в Байкале? Стоит ли заранее готовиться к подтоплениям? И почему на берегах, которые могут оказаться под водой, живут люди?

 

Под угрозой затопления

На берегах водоемов в Приангарье за последние десятилетия выросли целые коттеджные поселки. Жить на берегу – модно, престижно и красиво. Но сколько из этих домов построены незаконно – точно не скажет ни одно официальное ведомство. О масштабе незаконной застройки станет известно лишь тогда, когда вся она окажется под водой и начнется подсчет ущерба, а пострадавшие будут ждать его возмещения – естественно, за счет государства. О том, что этого можно было избежать, выбрав более безопасное место для строительства, жертвы большой воды предпочитают не думать. В таком случае их главный аргумент: «Мы здесь 20 лет жили, и ничего не было». Только это заблуждение. Территория может затапливаться с периодичностью раз в 100 лет, при этом большая вода может приходить и несколько лет подряд. Именно в связи с этим существуют нормы и правила, запрещающие капитальное строительство на землях, затопляемых 1 раз в 100 лет и чаще, без необходимых инженерных сооружений для защиты.

Действующими законами предусмотрена административная ответственность хозяев «самостроя», а в отдельных случаях по решению суда может быть осуществлен снос незаконно построенных объектов за счет собственника. В этом году правительство региона намерено определить потенциальные зоны затопления территории нижнего бьефа при увеличении сбросных расходов со станции. Запретить построить на этом участке дом никто не может – если участок входит в категорию земель, разрешенных для строительства. В таком случае все риски, связанные с потенциальным затоплением своей земли и своего дома, такие граждане должны также нести самостоятельно.

В соответствии с поручением Владимира Путина, в регионах должны быть утверждены границы зон затопления и подтопления. Эту информацию необходимо внести в Единый государственный реестр недвижимости. На совещании под руководством полномочного представителя президента России в СФО Сергея Меняйло о подготовке к прохождению паводка в 2021 году полпред сообщил, что пока зоны установлены только в Новосибирской области, завершается работа в Иркутской области и Республике Алтай.

– В остальных регионах нужно ускорить эту работу. Мы должны быть готовы к любому развитию паводковой ситуации. При этом нельзя забывать, что эпидемия коронавирусной инфекции продолжается. Поэтому планировать противопаводковые мероприятия в регионах важно с учетом действующих санитарных и эпидемиологических норм и правил, – заявил Сергей Меняйло.

Еще 10 лет назад Михаил Людвиг, начальник территориального отдела водных ресурсов по Иркутской области (ТОВР по Иркутской области), дал подробное интервью по этой теме. В частности, самое очевидное решение проблемы – провести инвентаризацию объектов, а потом снести незаконные постройки.

 

В условиях аномальных осадков

Иркутяне хорошо помнят, как осенью прошлого года затопило нижнюю набережную и парк отдыха на острове Юность, форелевое и осетровое хозяйства на острове Бабр, приусадебные участки. Причиной стало повышение сбросных расходов на Иркутской ГЭС. Уровень расходов станции устанавливается в строгом соответствии с распоряжением Енисейского Бассейнового Водного Управления (Енисейское БВУ) при согласовании с федеральным агентством водных ресурсов (ФАВР), которое является уполномоченным органом по регулированию расходов через гидроузлы Ангаро-Енисейского каскада. Данная структура в свою очередь принимает решения, опираясь на постановление правительства РФ, которое ввело ограничения по уровню Байкала еще в 2001 году. Были установлены две регламентированные отметки – 456 м и 457 м в Тихоокеанской системе высот.

 

 

– По данным Иркутского управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды во втором квартале 2020 года приток к озеру Байкал был около нормы, Иркутский гидроузел работал в нормальном режиме, что соответствует условиям средней водности, – говорит Михаил Людвиг, заместитель руководителя Енисейского БВУ – начальник территориального отдела водных ресурсов по Иркутской области (ТОВР по Иркутской области). – Пониженная водность прогнозировалась и в третьем квартале. Но из-за обильных дождей, прошедших в начале августа на реках южной части озера Байкал, Росгидромет сделал прогноз притока в сторону увеличения. В результате в течение всего десяти дней водность изменилась от категории «ниже средней» до категории «выше средней». Следовательно, потребовалось увеличение расхода воды в нижнем бьефе Иркутской ГЭС до диапазона 2000–2350 кубических метров в секунду.

А в сентябре, по словам Михаила Людвига, приток воды в Байкал оказался на 35% больше среднего значения. И на октябрь Росгидромет давал прогноз увеличения притока на 25–30% выше среднего, такая же тенденция сохранялась и на четвертый квартал. Поэтому Енисейским БВУ Росводресурсов было дано указание о поэтапном увеличении сброса воды на станции.

– В целях минимизации негативного влияния уровня Байкала на территорию Республики Бурятия, с учетом снижения водности реки Иркут в конце сентября, Росводресурсами было принято решение об увеличении сбросных расходов через Иркутский гидроузел до 2800 кубических метров в секунду. Это позволило стабилизировать гидрологическую и водохозяйственную обстановку как на самом озере, так и в нижнем бьефе Иркутского гидроузла, – сказал Михаил Людвиг.

К концу сентября при таком объеме поступившей воды в озеро Байкал максимальная отметка уровня воды составила 457,12 м, при этом создавшиеся условия привели к подтоплению некоторых территорий в черте города Иркутска.

 

«Метровый диапазон» устарел

Как вообще появился «метровый диапазон»? Кто его вычислил? Почему только в этих рамках разрешено вести хозяйственную деятельность на берегах озера?

– Если говорить о предпосылках по регулированию уровня воды в озере, то стоит вспомнить период маловодья 1976–1982 годов, когда критическая отметка в Байкале достигла 455,27 м. Высокое половодье отмечено в 1988 году, когда вода поднялась до уровня 457,42 м. Эти колебания послужили основой для введения ограничений. Их особенно активно добивалась Республика Бурятия. В итоге появилось федеральное постановление № 234, которое закрепило так называемый «метровый диапазон» – с 456 м до 457 м, – сказал Вячеслав Никитин, заведующий лабораторией гидроэнергетических и водохозяйственных систем Института систем энергетики им. Л.А. Мелентьева СО РАН.

Так случилось, что с 1996 года на Байкале установился период мягкого маловодья. Вплоть до 2014 года приток воды в озеро сохранялся на среднем уровне. На протяжении этого времени Иркутская ГЭС работала с обычными сбросными расходами, а уровень Байкала находился в «метровом диапазоне». С июля 2014-го в последующие четыре года наступил период экстремального маловодья.

– Тогда гидростанция непрерывно работала на минимально допустимых расходах 1250–1300 кубометров в секунду. Опускать расходы еще ниже было огромным риском, возникала угроза устойчивой работы водозаборов в Ангарске, Усолье-Сибирском, Свирске, Черемхово, где проживает свыше 350 тыс. человек, – подчеркнул Вячеслав Никитин.

Удерживать «метровый диапазон» в условиях экстремального маловодья было сверхтрудной задачей. Станция работала при минимально допустимых расходах, а сохранить установленную згэсаконодательством минимально допустимую отметку не удалось, уровень дважды снижался до отметки 455,70 м. Это негативно влияло и на уникальную экосистему озера Байкал, и на бесперебойное водоснабжение населения и промышленных предприятий, а также на стабильное функционирование водного транспорта. Правительству РФ пришлось принять три «временных» постановления, последнее за № 1667 устанавливало допустимые границы регулирования: минимальная отметка – 455,54 м и максимальная – 457,85 м.

 

 

– Максимальная пропускная способность Иркутского гидроузла меньше, чем объем притока к нему в периоды экстремально высокой водности. Поэтому при пропуске паводка высокой обеспеченности через Иркутский гидроузел, даже при проектных расходах в нижний бьеф 6000 кубических метров в секунду неизбежно повышение уровня Байкала, затопление прибрежной территории озера, а также части города Иркутска, с масштабным ущербом существующей застройке, объектам народного хозяйства и населению, – подчеркнул Михаил Людвиг.

В целях минимизации негативных последствий Агентство водных ресурсов считает необходимым принятие на постоянной основе нормативного документа, допускающего расширение диапазона регулирования уровня воды в озере Байкал в условиях экстремально высокой и низкой водности, который позволит разработать новые Правила использования водных ресурсов, определить сроки и порядок повышения уровней и сбросов, границы зон затопления в верхнем и нижнем бьефах, приступить к работе по выносу объектов из затапливаемой зоны, запланировать мероприятия по снижению воздействия на прибрежные территории озера Байкал.

 

Снижая риски ЧС

В январе этого года в министерстве природных ресурсов РФ обсуждался проект постановления РФ «О максимальных и минимальных значениях уровня воды в озере Байкал». В совещании принимал участие губернатор Иркутской области Игорь Кобзев.

– Правительство нашего региона поддерживает продление действия постановления № 1667. Наши соседи выступают с другим предложением. Так как нет единой позиции, Минприроды РФ создало межведомственную рабочую группу для проработки вопроса. Предстоит провести научные исследования по изучению влияния изменения уровня воды в озере Байкал на состояние экосистемы озера, а также определению ущерба объектам экономики и инфраструктуры прибрежной территории Бурятии и Иркутской области в зависимости от уровней и сбросов Иркутской ГЭС, – сообщила Светлана Трофимова, министр природных ресурсов и экологии региона.

Дополнительно существуют и другие риски. Эксперты обращают внимание, что географически Иркутская ГЭС находится между двух зон затопления: Бурятией и Иркутском. Выполняя условия постановления правительства РФ по регулированию уровня воды в озере, подвергаются рискам затопления либо одна, либо другая сторона. Вместе с тем они отмечают, что за последнее десятилетие «метровый диапазон» продемонстрировал свою несостоятельность. Поэтому целесообразно продлить постановление № 1667 или принять аналогичное новое постановление, поскольку такой диапазон Иркутского гидроузла позволит станции стабильно работать в границах заявленных отметок практически при любых условиях водности, а также даст регулятору возможность управлять Байкалом в режиме, максимально приближенном к естественному. Также в целях обеспечения безопасности населения важно определить зоны затопления и подтопления в Иркутской области и Республике Бурятия на законодательном уровне.