Что надо знать родителям детей, перенесших COVID-19

В Иркутской области более 7 тыс. детей переболели новой коронавирусной инфекцией, но после этого 18 из них перенесли синдром Кавасаки. О том, чем опасно такое последствие ковида, нам рассказала главный детский кардиолог Иркутской области, руководитель Первого российского центра исследований болезни Кавасаки Людмила Брегель.

Усольчанка Наталья Данилюк, переболевшая коронавирусной инфекцией в октябре, радовалась, что страшный вирус обошел стороной ее дочь. У 13-летней Маши не было ни одного симптома. Однако спустя месяц у девочки неожиданно поднялась высокая температура, которая несколько дней ничем не сбивалась. Начались сильные головные боли. Позже появились высыпания на руках и ногах, подошвы ног и ладони начали шелушиться. Местные врачи поставили ребенку диагноз менингит и отправили в городскую инфекционную больницу. Там сделали тест и обнаружили антитела – признак перенесенного COVID-19.

На скорой в тяжелейшем состоянии девочку привезли в областную детскую больницу, где у нее выявили мультисистемный воспалительный (Кавасаки-подобный) синдром.

 

Опасная болезнь

Болезнь Кавасаки – редкая патология, которая встречается в основном у детей до двух лет. Причиной может стать любая инфекция. Влияет и генетическая предрасположенность. Болезнь приводит к серьезным сердечно-сосудистым осложнениям.

Кавасаки-подобный синдром развивается через месяц или два после перенесенной коронавирусной инфекции. Это отсроченный иммунологический ответ на COVID-19.

В отличие от болезни Кавасаки, синдром может возникнуть у детей в любом возрасте, – говорит Людмила Брегель. – Во время пандемии он встречался даже у 20-летних молодых людей. А в Иркутской области был выявлен у детей школьного возраста.

Первая вспышка синдрома Кавасаки в мире зарегистрирована в Италии, в городе Бергамо, где была наибольшая интенсивность эпидемии. 85 случаев было описано в США, более 50 – в Великобритании, 35 – во Франции и Швейцарии.

В Москве эти случаи тоже ждали, – пояснила Людмила Брегель. – Первые заболевшие появились в конце августа. Сейчас там уже выявлено более 200 случаев. Если сравнить численность нашего населения и столицы, у нас такая же частота заболевания, как в Москве. 

В Иркутской области первые пациенты с синдромом Кавасаки начали поступать в медучреждения с октября. На сегодня болезнь уже выявили у 18 детей Приангарья, перенесших коронавирус. К счастью, обошлось без летальных исходов, но некоторые до сих пор находятся в реанимации.

 

Какие симптомы?

Если COVID-19 у более 80% детей протекает в легкой форме или вообще бессимптомно, то синдром Кавасаки – очень тяжело.

Мы столкнулись с тем, что из-за бессимптомной формы некоторые родители даже не знали, что их дети перенесли COVID-19, – рассказывает Людмила Брегель. – Через какое-то время у детей появилась температура, а после обследования выявляли антитела.

Вскоре к температуре, которая держится несколько дней, добавляются пятнистая сыпь, специфически красные губы и малиновый – «земляничный» язык, отек ладоней и стоп, их шелушение, конъюнктивит, увеличение лимфоузлов в области шеи.

Но это всего лишь внешние признаки, которые жизни не угрожают, – отмечает эксперт. – Страшнее отек сосудов, одышка со стороны легких, учащенное сердцебиение и изменение артериального давления. Симптомы поражения внутренних органов разворачиваются быстро, что приводит к развитию сосудистого шока и поражению сердца, – продолжает детский кардиолог.

По ее словам, развитие синдрома Кавасаки может быть спровоцировано неправильным лечением COVID-19, поскольку эту инфекцию, как и некоторые другие, любят лечить противовирусными препаратами. Обычно под этими препаратами в аптеках продают стимуляторы иммунной системы: индукторы синтезов интерферонов либо сами интерфероны, которые в итоге подливают масло в огонь. Чем энергичнее лечить коронавирусную инфекцию индукторами иммунного ответа, тем ярче может быть синдром Кавасаки.

 

Нужна ли госпитализация?

Если у ребенка действительно диагностирован мультисистемный воспалительный синдром, госпитализация обязательна. Необходимо наблюдение не одного специалиста, а целой команды врачей. Поэтому пациентов с синдромом Кавасаки нужно лечить в многопрофильных детских больницах. Но медики в первую очередь советуют не паниковать.

Если вы обнаружили один из вышеперечисленных симптомов у ребенка, сначала надо вызвать участкового педиатра, – рекомендует Людмила Брегель. – Высокая температура, например, может быть и обычной инфекцией. Если доктор в этом уверен, госпитализация не нужна. Но в любом случае температурящие дети не должны оставаться без внимания. Самолечением заниматься не нужно.

Для своевременной диагностики, продолжает эксперт, может помочь анализ крови, который показывает изменения, не свойственные обычным вирусным инфекциям: повышение уровня СОЭ, сдвиг влево лейкоцитарной формулы, повышение количества тромбоцитов, которые характерны либо для бактериальных инфекций, либо для ярких ревматических заболеваний. В этом случае, советует профессор, нужно сделать электрокардиограмму. Если будут обнаружены изменения со стороны сердца, вероятность диагноза велика, и нужно обращаться в областную детскую больницу.

 

Последствия

О последствиях после синдрома Кавасаки, пока говорить рано, поскольку случаи начали регистрировать недавно.

Сейчас все дети, перенесшие синдром Кавасаки, находятся на нашем постоянно контроле, – сказала Людмила Брегель. – Создана рабочая группа экспертов, отдельный чат, куда поступают о них все сведения. Мы все обговариваем, поскольку патология новая, и важны любые нюансы.

Маша Данилюк выписалась из больницы и ходит на уроки. Она учится в седьмом классе, а еще занимается в музыкальной школе по классу скрипки. Ее мама Наталья Валентиновна рассказала, что девочка почти восстановилась после болезни, хотя порой жалуется на усталость, боли в спине и руке, когда держит музыкальный инструмент. Поэтому от репетиций в ансамбле ей приходится пока отказываться. Весь февраль Маша принимала витамины, а скоро ее вновь кладут на обследование.

– Это огромное счастье, что Маша сумела победить болезнь, – говорит Наталья Данилюк. – Мы пережили очень страшные моменты и до сих пор вспоминаем о них с содроганием. Спасибо врачам, которые поставили мою дочь на ноги. А всем родителям я бы посоветовала внимательнее относиться к здоровью детей. Бессимптомный ковид, как оказалось, не менее коварен, чем тяжелое течение болезни.

 

Комментарий:

Вадим АЛЬБОТ, и.о. заместителя главного врача Иркутской областной детской больницы:

– Часто мультисистемный воспалительный синдром путают с сепсисом. Мы даже в своей больнице много дискутировали с коллегами. Консультируя врачей из районов, чувствуем некое сопротивление и непонимание. Людям трудно перестроиться, когда они привыкли лечить по набору симптомов. То лечение, что полезно при одном заболевании, может быть совершенно противопоказано при другом. Внедрение телемедицинских технологий позволяет нам своевременно диагностировать заболевание детей в отдаленных территориях.