Новогодний Салют

Кудрявый блондин, рост 140, вес 960, без вредных привычек. Речь не о кавалере, а о племенном быке по кличке Салют. Чтобы сделать фото на обложку новогоднего номера газеты, мы отправились в Черемховский район, на сельхозпредприятие «Новогромовское». Но задание редакции было провалено. Сколько мы ни пытались нацепить на символ будущего года красный праздничный колпак, ничего не получилось.

 

Бык-флегматик

Зря стараетесь! – насмешливо обронила наблюдающая в сторонке за нашими «индейскими плясками» главный зоотехник Елена Кулькова. – Это же племенной бык. Скажите спасибо, что на рога не поднял! Салют у нас флегматик. Его только сородичи могут вывести из равновесия, если возле коров начинают крутиться. А вот Ветер был – ого-го! От него вы бы точно удирали наперегонки!

В Новогромово бычка по кличке Салют привезли в шестимесячном возрасте из Пивоварихи, когда там еще работала станция искусственного осеменения – Иркутскгосплем. Даже будучи «подростком» он отличался необыкновенной статью: вес приближался к 250 кг. Уже к году превзошел своих конкурентов как по внешним данным, так и по фертильности. Если другие племенные быки за сезон покрывают не более 25 коров, Салют с легкостью справляется с полусотней. В этом году, например, он «отработал» и за себя, и за приболевшего «коллегу».

Как и мужчины, говорит Елена Кулькова, каждый племенной бык отличается характером:

– Сейчас у нас их пять. Вот, к примеру, Иней, у меня самый любимый, очень ласковый. Всех подряд лижет. А это Стрелок: если встал не с той ноги – весь день будет хмурый, всем недовольный, никуда не захочет идти. Салют же всегда держит дистанцию: не допускает ни с кем фамильярности, не вступает ни в какие ссоры и разборки, если его не провоцировать и не обижать.

Содержат племенных питомцев отдельно от прочих – на то они и «элита». С другими бычками, поясняет зоотехник, их ставить нельзя, они их просто забодают. А вот между собой отношения выясняют редко. Стоят на откорме, ведут себя спокойно, копят силы для будущих «подвигов». Но стоит разогнать их по коровам, а потом вернуть на место – начинают драться. Могут сутки-двое друг друга бодать, и тут Салют всегда оказывается на высоте. Быстренько поставит всех на место, наведет порядок, покажет, кто в «доме» хозяин.

 

Любимая «жена» Красуля

Ухаживают за племенными быками только мужчины-скотники. Женщине с такими громадинами просто не справиться. Кормят их три раза в день. Дают по 9 кг концентрата и по 45–50 кг сена в сутки. Единственное, чего не видят быки-производители, в отличие от своих собратьев-простолюдинов, – зеленой травы. Это, как говорят специалисты, связано с их спецификой – у производителей должен быть только один рацион круглогодично, смена кормов может отразиться на качестве семени, а этого допустить нельзя.

 

 

Режим дня у них разнообразием не отличается: кормежка, прогулки по двору, отдых. Исключение составляют три месяца в году, с мая по июль, поскольку в Новогромово применяют туровые (массовые) отелы. В это время коров, вернувшихся с пастбищ, загоняют отдельными группами во дворы, куда на «свидания» приводят племенных быков. Данная технология осеменения позволяет получить отелы с февраля по июнь. Телята, рожденные в этот период, успевают до выхода на пастбище подрасти и окрепнуть. Они хорошо развиваются и достигают высокой живой массы к моменту отъема от молока матери. К тому же выход молодняка при таком виде отела составляет от 95 до 98 телят на каждую сотню коров.

Есть у животных, продолжает Елена Кулькова, и такое понятие, как «любовь». У Салюта, например, в коровьем стаде имеется любимая «жена» – Красуля. Только увидит ее, бежит галопом навстречу, не хуже лошади. А она рожает от него исключительно двойняшек. К сожалению, век племенного быка короток – всего-то три года. В следующем году более трети нового поголовья в Новогромовском хозяйстве будут дочками- сыночками Салюта. Близкородственных связей здесь не допускают, чтобы не портить породу. Таким образом, племрепродуктору понадобится новый бык-производитель, а Салюта отправят на пенсию.

 

Спрос на мраморное мясо

Раньше в Новогромовском разводили свиней, поголовье которых доходило до 9 тысяч. После развала совхоза гендиректор предприятия Василий Лавринович решил переквалифицироваться на крупный рогатый скот, причем не абы какой, а породистый – казахскую белоголовую.

Выбор сделал неслучайно. Казахская белоголовая неприхотлива ни к содержанию, ни к рациону. Им не требуется отапливаемых ферм, они довольствуются обычным навесом с толстой подстилкой, легко переносят даже 40-градусные морозы. Кстати, перед холодами животные особенно активно накапливают массу тела. Их мясо называют «мраморным».

Впервые казахских белоголовых в Новогромово завезли в 2007 году. Спустя три года хозяйство впервые получило статус племрепродуктора, а нынче – подтвердило его. Сегодня только в маточном стаде здесь 150 голов, а в общем – за 200. У большинства есть племенное свидетельство – документ, подтверждающий происхождение и качество. Его выдают, если животное соответствует стандартам породы. Телята казахской белоголовой, например, к полугоду должны весить не менее 200 кг. Прирост в месяц для бычков – 1 кг, для телочек – по 800 г. Высота коровы в холке не должна превышать 125 см, быки могут быть выше лишь на немного.

Животные, которые не подходят под стандарты, сразу выбраковываются. Таких обычно 15%. В Новогромовском выбраковка не превышает десятка, поэтому их скот охотно покупают и фермеры, и другие сельхозпредприятия, причем не только в Иркутской области. В день нашего приезда, например, директору позвонили из Волгограда. «Мираторг» заявил о готовности купить сразу 60–70 голов скота, но Василий Лавринович был вынужден отказать выгодному покупателю. По правилам, племрепродуктор может продать только 10% от количества стада.

К сожалению, держать поголовье больше мы не можем, хотя спрос на породистый скот очень велик, – поясняет руководитель. – У нас пригородная зона, свободных пастбищ в округе нет. Как нет и посевных площадей.

В Новогромовском сеют более 3 тыс. га пашни, под зерновые занято больше половины, остальное – кормовые культуры. С реализацией зерна проблем нет – хозяйство напрямую работает с Усольским свинокомплексом. Нынче они поставили туда 2,5 тыс. тонн зерна. Остальное – для кормления собственного стада. Достаточно заготовили и сенажа: горохо-овсяную смесь, вику. Сейчас, говорит Василий Иванович, они работают над повышением урожайности: завозят простые и сложные удобрения. Качественное зерно пользуется большим спросом не только на свинокомплексе, но и в крупных перерабатывающих предприятиях региона.

Подумывают в Новогромовском и о применении искусственного осеменения коров. Для развития племенного животноводства хозяйство получает от государства субсидии на содержание поголовья. В этом году они составили 2 млн рублей – по 2 тыс. рублей за одну голову. При выборе генетического материала – искусственном осеменении, появится возможность обновить генофонд стада. А значит – получить еще более качественный скот.