Город – пазл

Как избежать архитектурных ляпов в создании комфортной среды?

Как сделать Иркутск комфортным для каждого горожанина? Эту тему архитекторы обсудили в преддверии Всемирного дня урбанистки и пришли к выводу, что перед проектированием общественных пространств нужно проводить опросы жителей.

– Смысл такого соучастного проектирования в том, чтобы оживить общественное пространство, – пояснила директор ООО Агентство развития территорий «Градостроительная школа» Александра Козак. – Причем важно, чтобы свои идеи высказали все. Например, в микрорайоне Солнечный, набережная, с одной стороны, должна быть удобна жителям, а с другой – гостям, которые там отдыхают.

Ведь целевых аудиторий в одном месте может быть много, и они порой противоречат друг другу. Например, кто-то хочет играть в футбол, а кто-то гулять с собакой. Нужно искать компромиссы путем голосования.

– У программы «Формирование комфортной городской среды» есть огромный плюс – она позволяет за счет федеральных денег реализовывать муниципальные программы. Но есть и минус, – считает президент палаты архитекторов Восточной Сибири Игорь Козак. – В последние годы под комфортной городской средой понимается создание ее во дворах. Но дворы и общественные пространства – это разные масштабы и задачи. В городе интересы общественные, во дворах – частные. В этом вопросе Иркутску не хватает внятной стратегии. Мы очень хорошо осваиваем деньги, но при этом ничего нового, чем можно было бы похвастать даже на уровне Сибири, не создаем.

В итоге возникают такие спорные решения общественных пространств, как фонари-торшеры на бульваре Постышева или странное благоустройство парка Парижской Коммуны. По словам депутата думы Иркутска Игоря Вепрева, одна из причин таких казусов – отсутствие в программе средств на проектирование. Как же избежать архитектурных ляпов?

Когда архитекторы проектировали микрорайон Солнечный, они заложили градостроительные оси и правильную урбанистику, но со временем эти решения потеряли смысловую нагрузку, – прокомментировал депутат. – Сейчас заново проводится анализ пешеходных связей, социальных объектов и общественных пространств. Надо определить все проблемные зоны и увязать их в некий мастер-план, чтобы не было спонтанных проектов, вызванных необходимостью освоить средства.

По мнению экспертов, сначала нужно коллективно определить для себя, какой у нас город: купеческий, туристический, производственный, логистический? Пока мнений много, а муниципальные программы не соответствуют единой стратегии.

– Кроме того, нужен некий онлайн-атлас градостроительных перемен, – добавила Александра Козак. – Ведь иногда одно пространство благоустраивают, а потом перекапывают, чтобы заложить коммуникации. На мой взгляд, власти должны поддержать существующие площадки. Например, в 2015 году возле Дома Европы панировали создать Купеческий сквер, вовлекли горожан к обсуждению. Сквер не построили, но остались телеграм-каналы, где люди рассуждают, размышляют, готовят совместные решения по благоустройству. Также был создан портал «Красивый Иркутск», где каждый горожанин мог обозначить некую проблему, которая ускользает от властей. Например, на бульваре Постышева началась автомобильная активность, и мамочки с колясками не могли перейти дорогу. В итоге там появился пешеходный переход.

С идеями и инициативами по развитию города Игорь Вепрев предлагает жителям обращаться к депутату своего округа или в администрацию города. А пока неравнодушные иркутяне могут поучаствовать в создании комфортной среды микрорайона Солнечный на сайте urbanplanningschool.com.

 

Комментарий:

Игорь КОЗАК, президент палаты архитекторов Восточной Сибири:

– Потенциал общественных пространств Иркутска сегодня недооценен. Например, в Казани есть озеро Кабан – огромное пространство, которое они благоустраивали несколько лет. Теперь это место, где собирается весь город. Нам не обязательно смотреть на те решения, которые они там применили, надо обратить внимание на принцип и развивать то, что есть у нас. Я говорю не только про набережную Ангары, которую необходимо сделать единой, но и про малые реки – Ушаковку, Иркут.