Иркутску нужна единая стратегия градостроительства

Иркутску нужна единая стратегия градостроительства, об этом на круглом столе в пресс-центре газеты «Областная» 3 ноября 2020 года говорили приглашенные эксперты.

– Все новое – это хорошо забытое старое. Те правила, которые были в советском градостроительстве, первоначально предполагали комфортную городскую среду, но называлось это соблюдением градостроительных норм. И сегодня в той же Швеции формирование советских микрорайонов является своего рода образцом, – сказал президент палаты архитекторов Восточной Сибири Игорь Козак. – На мой взгляд у программы «Формирование комфортной городской среды» (ФКГС) есть огромный плюс в том, что она долгосрочная и позволяет за счет федерального бюджета реализовывать многие муниципальные программы. Но минус состоит в том, что нет приоритета для общественных пространств, не выделяется главное и второстепенное. Общественные пространства дворов и городские общественные пространства – это разные направления, разные задачи. В этом вопросе Иркутску не хватает внятной стратегии городских общественных пространств. Ничего нового, чем можно было бы нам похвастать даже на уровне Сибири, у Иркутска нет, поскольку принимаются стандартные решения. Нужно отходить от практики, когда принимают проект потому, что необходимо освоить деньги. Пока у нас не будет долгосрочной стратегии, мы в таком формате и будем осваивать программу комфортной городской среды.

По мнению Игоря Козака, для решения этой задачи нужны народное голосование, принятие цельной концепции развития, поддержка депутатов думы города. Предполагает и соучастие жителей города в принятии решений.

– Для соучастного проектирования всегда было важно, чтобы те действия, которые произведут проектировщики, были реально приняты населением, чтобы пространство начало жить, – продолжила исполнительный директор ООО агентство развития территорий «Градостроительная школа» Александра Козак. – Есть несколько вариантов вовлечения жителей в такие проекты. Агентство стратегических инициатив даже выпустило стандарт вовлечения. Он предполагает определение целевой аудитории конкретного общественного пространства, офлайн- и онлайн-анкетирование населения, затем диалог между проектировщиками и населением, поскольку целевых аудиторий может быть много, они могут друг другу противоречить. Найти этот компромисс всегда сложно, но сегодня технологии соучастного проектирования как раз дают возможность сбора диалоговых площадок. Следующий этап – предложения проектировщиков. Профессиональное сообщество архитекторов лучше понимает иерархию пространств. Но важно не только услышать людей, главное – совместить их пожелания с концепцией развития города. К сожалению, по программе ФКГС вариант анкетирования не предусмотрен, поэтому не все мнения могут быть услышаны и собраны. Не всегда каждая целевая аудитория может прийти на соучастное проектирование. Поэтому существует некоторый перекос мнений. Чаще в слушаниях участвуют пожилые люди и дети, в то время как занятые в рабочий день представители среднего поколения не могут выразить свое мнение. Инструмент анкетирования нужно вставить в процесс реализации каждого проекта.

Она также рассказала, что идет пилотная реализация стратегии развития пространств микрорайона Солнечный. На этом примере отрабатывается этапность задач благоустройства с обязательным анкетированием населения. И этим народная инициатива отличается от программы ФКГС.

Депутат думы Иркутска по избирательному округу №14 Алексей Вепрев говорит, что, когда архитекторы проектировали микрорайон Солнечный, они заложили градостроительные оси и правильную урбанистику. Но со временем эти решения потеряли свои смысловые нагрузки. Совместно с «Градостроительной школой» проводится анализ пешеходных связей, социальных объектов и общественных пространств. Необходимо определить все проблемные зоны и увязать их в некий мастер-план, чтобы не получилось вновь спонтанных проектов, вызванных необходимостью освоить средства. Такой план позволит, словно собирая пазлы, встраивать, при выделении средств, освоение запланированных объектов. И для реализации такого плана можно будет использовать средства любых программ – и ФКГС, и «Народные инициативы», а также городского бюджета.

Впрочем, если говорить о концепции развития всего Иркутска, по мнению Алексея Вепрева, нужно коллективно определить для себя, какой у нас город? Каким его следует развивать – купеческим городом, туристическим центром, производственным, логистическим или транспортным хабом. Мнений много, муниципальные программы не соответствуют единой стратегии. Депутатский корпус инициирует задачу – составить четкий план на ближайшие 20 лет, который позволит учесть и рейтинговать все желаемые направления развития. Основная проблема – разработка правильного технического задания, для выполнения которого нужен четкий анализ транспортных проблем, нужды в социальных объектах, при этом важно сохранить и исторический контекст пространств.  По словам депутата, если в бюджет 2021 года средства на техзадание будут заложены, эту задачу выполнить удастся. Опыт таких городов, как Казань и Тюмень, которые развиваются по принятым стратегиям, доказывает, что задача выполнима.

Руководитель АНО «Клуб молодых архитекторов» Роман Малинович рассказал, как на практике реализуются проекты пространственных решений по различным программам. Он также отметил, что даже при хорошем финансировании результат получается не всегда ожидаемым. Причины – отсутствие проектной подготовки, должного контроля качества и авторского надзора. Молодые архитекторы предлагают городу арт-объекты, урбанистические формы, которые вписываются в готовый проект (так называемый тактический урбанизм), придавая ему своеобразие и уникальность. Клубу помогают и студенты-архитекторы, и местные жители, заинтересованные в благоустройстве общественных пространств. Пилотной площадкой стал парк инициативной молодежи, где члены клуба опробуют различные форматы.

Эксперты пришли к общему мнению, что для развития общественных пространств Иркутска нужна не только единая стратегия, любой площадке необходимо проектное проектирование, четкое взаимодействие комитета городского обустройства со всеми участниками процесса – строителями, проектировщиками, жителями, нужен онлайн-атлас градостроительных перемен. Именно тогда общественные пространства областного центра смогут быть успешно реализованы и станут желанными для всех горожан.